«Опыт работы и перспективы развития
Общественного наблюдательного совета ГАООСЛХ»
25-26 июня, 2011 года
Токторалиев Б.А. – Директор Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики
Уважаемые участники семинара,
Дамы и господа,
Сегодня у нас есть хорошая возможность обменяться мнениями о проделанной Общественными Наблюдательными Советами работе, определить направления их дальнейшей деятельности.
Позвольте рассказать об организации работы Общественного Наблюдательного Совета Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики .
С момента своего создания Общественный Наблюдательный Совет при Госагентстве, образованный в реализацию Указа Президента Кыргызской Республики от 29 сентября 2010 года № 212 в числе пилотных 10 министерств и ведомств Кыргызской Республики, ведет активную работу по внедрению устойчивых механизмов взаимодействия Госагентства и гражданского общества в процессы принятия и реализации решений, а также создания условий для реализации гражданских инициатив.
Учитывая важность внедрения долгосрочных устойчивых механизмов взаимодействия власти и гражданского общества в процессах принятия и реализации решений, а также создания условий для реализации гражданских инициатив, статс-секретарь Госагентства является представителем от Госагентства в Совете.
Функции технического секретариата по организационному обеспечению и материально-техническому сопровождению деятельности Совета возложены на Управление экологической стратегии и политики Госагентства. В целях обеспечения условий для осуществления эффективной деятельности Совета выделен служебный кабинет в административном здании Госагентства.
Госагентством 19 ноября 2010 года организовано и проведено Первое организационное заседание Совета.
Члены Совета между заседаниями активно работают в электронном формате.
За время своей деятельности Совет в партнерстве с Госагентством сумел организовать эффективную работу, вынося на рассмотрение заседания актуальные вопросы природоохранного законодательства, охраны окружающей среды и лесного хозяйства и добился определенных результатов.
За истекший период проведено 7 заседаний Совета, в ходе которых рассмотрены актуальные вопросы, требующие эффективного взаимодействия гражданского общества и Госагентства.
Следует отметить, что специалисты Госагентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики постоянно оказывают всемерное содействие и поддержку работе Общественного Наблюдательного Совета.
Так, обеспечивается электронная рассылка материалов всем членам Совета, осуществляется организационные вопросы проведения заседаний Совета, информация о деятельности Общественного наблюдательного совета при Госагентстве и итоги проведенных заседаний регулярно освещаются в СМИ, на официальном сайте Госагентства (www.nature.kg), ведомственной газете «Жер-Эне» и на сайтах информационных агентств «Кабар», «АКИpress».
Позвольте остановиться на наиболее значимых рекомендациях Совета. Учитывая увеличивающуюся антропогенную нагрузку и создание высоких рисков для сохранения уникальных природных свойств всей Иссык-Кульской котловины, а также принимая во внимание, что вопросы управления охраной окружающей среды в настоящее время в недостаточной мере учитываются при разработке и реализации межотраслевой политики, Общественный Наблюдательный Совет при Государственном агентстве охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики (Совет) 27 апреля 2011 года при поддержке программы ПРООН «Охрана окружающей среды для устойчивого развития» провел расширенное выездное Заседание в c.Булан-Соготту (отель «Иссык-Куль - Аврора»).
В ходе расширенного выездного Заседания Совета рассмотрены вопросы системного управления экосистемы «Иссык-Куль», опыт и перспективы решения актуальных проблем региона и озвучены практические предложения для устойчивого развития эколого-экономической системы «Иссык-Куль».
Советом отмечена актуальность дальнейшего объединения усилий и необходимость принятия срочных мер, направленных на сохранение уникальной экосистемы “Иссык-Куль” в связи с неуклонной деградацией экосистем, связанной с активным курортно-рекреационным освоением побережья озера.
По рекомендациям Иссык-Кульского заседания ОНС Госагентством разработаны Планы управлений всех заповедников и природных национальных парков;
Прорабатывается вопрос о привлечении донорских организаций для усиления потенциала и повышения квалификации сотрудников всех ООПТ;
Совместно с Иссык-Кульской ОГА прорабатывается вопрос о возврате незаконно изъятых у Иссык-Кульского заповедника земель, а также вопрос придания статуса ООПТ Тюпскому и Балыкчинскому заливам, как основным участкам по концентрации водоплавающих птиц.
Учитывая, что экологическая безопасность является стратегической компонентой национальной безопасности Кыргызской Республики Советом на заседаниях неоднократно рассматривался вопрос необходимости повышения статуса Госагентства.
Советом были направлены письма-обращения на имя Президента Кыргызской Республики Отунбаевой Р.И., Премьер-министра КР Атамбаева А.Ш., спикера ЖК КР Келдибекова А., председателям комитетов Жогорку Кенеша Скрипкиной Г.А. и Сакебаева Э.А. о повышении статуса Госагентства.
В целях координации механизмов интеграции экологических аспектов в межсекторальную (межотраслевую) политику в обращениях Советом была отмечена целесообразность и необходимость рассмотрения вопроса о повышении статуса Госагентства до уровня Госкомитета охраны окружающей среды и лесного хозяйства Кыргызской Республики.
Члены Совета выразили просьбу при проведении оптимизации системы государственного управления обратить особое внимание на необходимость выполнения взятых Кыргызской Республикой на себя обязательств, согласно условиям международных соглашений по глобальным природоохранным конвенциям, стороной которых является наша страна, что будет способствовать поддержанию экологической устойчивости.
В соответствии с Протоколом №3 заседания Комиссии по оптимизации системы государственного управления Кыргызской Республики от 29 апрлея 2011 года по Государственному агентству охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики выработана рекомендация «…. в перспективе при утверждении оптимальной системы государственного управления рассмотреть вопрос о повышении статуса Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики в целях межведомственной координации и контроля вопросов по охране окружающей среды».
Несмотря на достигнутые успехи, следует отметить и проблемы деятельности нашего ОНС. До сегодняшнего дня открытым остается вопрос финансирования участия трех из тринадцати членов ОНС, находящихся в регионах республики, один из которых является заместителем Председателя ОНС. Госагентство прорабатывает данный вопрос с министерством финансов, учитывая необходимость полноценного принятия решений ОНС.
К сожалению, имеет место пассивность со стороны некоторых членов ОНС, Госагентством ведется учет участия членов ОНС в заседаниях.
Считаю, что это также мешает принятию полноценного решения ОНС.
На мой взгляд, ОНС должны активно участвовать в разработке стратегических и нормативных правовых документов, таких как среднесрочная стратегия развития страны, Стратегия сохранения биоразнообразия, Стратегия адаптации к изменению климата и др.
Участвовать в реализации механизма «обмен долгов на экологию», инициативу, провозглашенную Президентом Кыргызской Республики Розой Исаковной Отунбаевой на 65 сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Принимая во внимание происходящие глобальные процессы изменения климата, ОНС необходимо подключаться и к этой работе по вопросам адаптации и смягчения последствий изменения климата.
В настоящее время Госагентство прорабатывает с международными организациями вопрос об образовании национального института по изменению климата.
Не менее важным участие ОНС в подготовке кадров Госагентства, в частности в организации института по подготовке и повышению квалификации кадров системы Госагентства.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что Совет Госагентства вносит неоценимый вклад в обеспечение экологической безопасности Кыргызской Республики, а его проводимая и целенаправленная деятельность, на обеспечение прозрачности процедур принятия решений и их реализации с учетом интересов общественности является ярким примером внедрения в практику форм взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества.
Благодарю за внимание.
|