Кыргыз Республикасынын мамлекеттик органдарынын коомдук кеңештери
Общественные советы государственных органов Кыргызской Республики
Public Councils of State Bodies of the Kyrgyz Republic
 


НС ИПТЭК: Обзор трехлетнего опыта и достигнутых результатов

материал добавил Администратор /

Аналитическая записка к международной конференции ОНС

«Подотчетность государства перед обществом и участие граждан в добросовестном управлении», 23-24 января 2014 года.

Н. Абдырасулова, сопредседатель НС ИПТЭК от общественности

Наблюдательный Совет при Министерстве энергетики и промышленности Кыргызской Республики -  обзор трехлетнего опыта и достигнутых результатов

В 2014 году, согласно Плану действий по реформированию энергетического сектора на 2013-2014 годы[1], в целях повышения прозрачности и проведения реформ,  в энергетике Кыргызской Республики должны произойти существенные и положительные изменения. Запланированы многие мероприятия для улучшения уровня обслуживания потребителей, улучшения менеджмента в энергокомпаниях, реабилитации объектов энергетической инфраструктуры, преобладающее количество из которых берут начало в Инициативе прозрачности в топливно-энергетическом комплексе (ИПТЭК). В этом же, 2014-ом году будет продолжена борьба с коррупцией, и как подчеркнул действующий Президент Кыргызстана А.Атамбаев таким образом, чтобы позитивные результаты антикоррупционной деятельности население страны почувствовало в своей повседневной жизни.

Энергосектор в Кыргызстане был и будет оставаться одним из самых ключевых секторов экономики, где повышение прозрачности и борьба с коррупцией приобретают наиважнейшее значение для обеспечения населения энергией, которая напрямую влияет на выполнение повседневной деятельности. Несмотря на проводимые реформы и реализацию запланированных мероприятий по ИПТЭК, время энергетического кризиса, начавшегося  с нарушением межгосударственных энергетических связей и взаимопотоков энергоресурсов между странами ЦА с приобретением ими независимости и суверенитета , не отошло в далекое прошлое. Низкое качество электроэнергии, высокий уровень коррупции в отрасли создают основу для возникающего недовольства потребителей и недоверие населения, что влечет за собой ограничение возможностей энергокомпаний, что в свою очередь вскрывает дополнительный спектр проблем – частые аварийные отключения, отсутствие доступа к электроэнергии и т.д. Например, недавно, в декабре 2012 года, в самые холодные дни года, половина жителей столицы, города Бишкек, не имели доступа к электроэнергии из-за массовых аварийных отключений, а в многоэтажных домах – из-за отсутствия электричества в сети – отсутствию доступа к воде и коммунальным сервисам.

НС ИПТЭК: исторический ракурс

Известно, что Инициатива прозрачности в ТЭК, как и институт Общественных Наблюдательных Советов (ОНС), были инициированы Президентом переходного периода, Р. Отунбаевой, сразу после революционных событий 2010 года, с целью повысить прозрачность, подотчетность и возможности для гражданского участия в энергетическом секторе. Отсутствие информации, слабость в государственном управлении, высокий уровень коррупции во всех отраслях экономики  послужили основными причинами  возникшего конфликта. В тот момент назрела необходимость кардинального подхода, важно было внедрить новые инструменты с участием и вовлечением  представителей гражданского  общества для защиты общественных интересов при принятии решений, обеспечить прозрачность финансовых потоков: доходов, расходов и состояния финансовой устойчивости энергетических компаний и предприятий ТЭК.

ИПТЭК - это широкий инструмент, включающий комплекс механизмов не только по повышению доступа к информации и участию общественности, но и конкретные механизмы, такие как использование целевых депозитных счетов для надлежащего управления финансовыми потоками, внедрение открытых конкретных торгов при проведении экспорта электроэнергии и закупок энергоносителей, и др. В числе этих механизмов был создан и Наблюдательный Совет по ИПТЭК, консультативно-совещательный орган при Министерстве энергетики и промышленности Кыргызской Республики.

Архитектура этого Совета уникальна - в отличие от других Общественных Наблюдательных Советов при других ключевых ведомствах, состоящих только из представителей гражданского общества, в состав НС ИПТЭК включены также и представители энергокомпании и государственных структур. Также, важно подчеркнуть особенность структуры Наблюдательного Совета, в том, что ИПТЭК – единая и целостная программа, движение за прозрачность и подотчетность в энергетике, и НС ИПТЭК осуществляет мониторинг и наблюдение не только за деятельностью исполнительного агентства в лице Министерства энергетики и промышленности КР, но целого энергетического сектора, включая деятельность открытых акционерных обществ – энергетических компаний, подведомственных учреждений.

Изначально, состав НС ИПТЭК включал одинаковое количество представителей трех сторон – от гражданского общества, энергокомпаний и правительства (июль,2010г.). После же, по предложению членов совета от общественности, количество представителей от гражданского общества было увеличено до 8 человек,  а должностные позиции представителей от государственных органов были изменены с руководителей отделов на заместителей министра – для обеспечения внутриведомственной реализации принятых решений на площадке ИПТЭК (февраль, 2011). С мая  2013 года, опубликован новый состав членов Наблюдательного совета от второго созыва,  и состоит из 8 человек от общественности, 4 – от энергокомпаний и 4 от правительства.  Важно подчеркнуть, что вся деятельность членов Наблюдательного Совета осуществляется на волонтерской основе на общественных началах, исключая прецеденты защиты или продвижения частных интересов.

С начала развития НС ИПТЭК взял хороший старт, полноценно начав свою работу с 30 декабря 2010 года – когда были выбраны председатели совета из числа представителей из общественности и от государственных структур. В течение нескольких месяцев были приняты Программа внедрения ИПТЭК, обсуждены рамки, этика членов. Уже в сентябре 2011 года[2], проведена крупная международная конференция с изучением опыта внедрения прозрачности, одна из первых конференций в Кыргызстане, где прозрачность в энергетике была поставлена во главу угла. Далее за период существования проведен ряд мероприятий, на которых было обсуждено более 50 актуальных тем энергосектора – государственные закупки, корпоративное управление, финансовые показатели, тарифы на электроэнергию, индикаторы прозрачности, подготовка к осенне-зимнему периоду и т.д.

За прошедшее время число сторонников ИПТЭК значительно возросло, Наблюдательный Совет получает поддержку различного профиля с разных сторон – консультативно, административно и ресурсно. Существенную поддержку методологического характера по оценке процесса управления и общей фасилитации процесса оказывает Всемирный институт ресурсов (США) и Энергетическая группа Праяйс (Индия), апробированный опыт которых[3] успешно применяется для выявления пробелов в управлении и изменения стереотипов мышления и оценки энергетики Кыргызстана. Значительное внимание оказывается логистике и организации работы такого многостороннего состава НС, так, например, в Минэнергопроме расположен Секретариат ИПТЭК, и для общественности в постоянном доступе функционирует веб-портал www.energoforum.kg, который только за 2 года посетили более 14 000 пользователей.

Достигнутые результаты деятельности НС ИПТЭК: в цифрах

С начала реализации президентского указа о прозрачности в энергетическом секторе, произошел ряд некоторых значительных изменений в секторе, и за 3 года своей деятельности НС ИПТЭК показывает эффективные результаты.

Во-первых, при участии членов Наблюдательного Совета и представителей общественных организаций, первоначально-утвержденная стоимость проектов развития энергосистемы Кыргызстана была уменьшена на сумму около $200 млн. Стоимость была снижена в бюджетах следующих проектов:

·         бюджет проекта CASAREM (Central Asia -South Asia Regional Electricity Market – CASA-1000) был снижен с первичной стоимости в $206 млн.[4], оцененной в 2009 году, до $196 млн.[5] в 2011 году, по данным отчета Банковского информационного центра;

·         бюджет проекта «Улучшение электроснабжения юга Кыргызстана» (строительство Датка-Юг), снижен с $256.5 млн.[6], указанного в отчете АБР в 2010 году до $208 млн.[7], что зафиксировано в бюджете республики Национальной стратегии устойчивого развития на 2013-2017 годы;

·         по проекту «Строительство ЛЭП Датка-Кемин» бюджет был снижен с $500 млн.[8] до $389.7 млн[9];

Дополнительно к этим суммам, в настоящее время идет обсуждение проекта модернизации Бишкекской ТЭЦ, где сумма вопроса составляет $30 млн[10]. Общественные слушания по проекту, организованные Наблюдательным советом ИПТЭК в сентябре 2013 года[11], показали, что при подписании контракта между ОАО «Электрические станции» (Кыргызстан) и компанией “Tebian Electric Apparatus Stock Co. Ltd” (ТВЕА) из КНР были нарушены ряд положений Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках» (статьи 8, 9, 14, 38) по соблюдению открытости, прозрачности и гласности процедур. По результатам выявленных нарушений Наблюдательный Совет ИПТЭК направил Обращение Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 7 декабря 2013 года, после чего для изучения опыта строительства другой компании «China Machinery & Engineering Corporation» (СМЕС), подававшей заявку на тендере, была направлена делегация из депутатов в Турцию.

Также, нарушения процесса государственных закупок происходит и при закупке углей импортного и местного качества для отопительного периода для Бишкекской ТЭЦ, на общественных слушаниях поднимался вопрос прозрачного и законного выбора поставщика углей. Стоимостная разница за тонну у выбранного поставщика и других претендентов составляла, по предварительным оценкам около 15 долл. США[12], что исчисляется миллионами сомов для государственного бюджета.

Во-вторых, результатом внедрения принципов ИПТЭК явилось содействие снижению потерь электроэнергии в сетях распределительных компаний с 39% в 2010 году до 22,3%[13]  в 2011 году, а это сохранение электроэнергии, стоимостью порядка 100 тыс. сом. Однако, нужно отметить, что эти показатели были отмечены в графе коммерческих потерь в отчетности энергетических компаний[14], и в рамках Соглашений о деятельности, заключенных между компаниями и регуляторным органов вскоре после введения ИПТЭК, а вопросы достоверности расчетов на фоне недостатка четких данных и отчетов остаются открытыми. Но этот результат показывает, насколько важен общественный контроль и подотчетность в энергетическом секторе, поскольку стоимость коммерческих потерь может быть переложена на потребителей в виде повышения тарифов, особенно при отсутствии открытого процесса пересмотра тарифов.

В-третьих, деятельность Наблюдательного Совета позволяет раскрывать факты коррупции[15], например, злоупотреблений допущенных руководством подведомственных предприятий АО «Северэлектро» во взаимоотношениях с потребителями[16], оцененной на сумму более 73 млн. сом, необоснованно списанной дебиторской задолженности в 2010 году. Секретариат Наблюдательного совета получает массу обращений от потребителей, по которым создаются комиссии, с участием представителей Минэнергопрома, и проводятся расследования. Например, были изучены следующие случаи по групповым обращениям - злоупотребление руководства РЭС Жайылского района власти в коммуникации с сотрудниками РЭС, хищение электроэнергии и тепла от национальной компьютерной школы, нарушения прав потребителей в селе Искра, и др.

В дополнение к этим результатам деятельности НС, ИПТЭК содействует созданию новых инициатив на уровне регионов. К ним можно отнести результаты Сети общественных центров защиты прав потребителей энергии (ЗППЭ)[17], созданных на базе организаций гражданского общества, и продвигающих интересы общественности «снизу-вверх». С момента создания сети ЗППЭ в 2010 году, ими было оказано более 5000 консультаций для потребителей по всей территории Кыргызстана, оказана конкретная поддержка по 3000 обращений и возвращено потребителям около 3,5 млн. сом, начисленных в виде необоснованных штрафов, пеней или неправильно выставленных счетов за потребленную электроэнергию. В этом отношении важна роль самого населения и его активность и готовность защищать как собственные, так и общественные интересы, и включаться в реализацию программы ИПТЭК.

Сейчас, перед НС ИПТЭК стоят вызовы немного другого характера, ввиду уже имеющихся результатов программы ИПТЭК и осуществляющейся деятельности по реформированию сектора. На сегодня многие из запланированных мероприятий реализованы, многие находятся только в процессе реализации, а в планах сторон программы ИПТЭК и НС – мониторинг реализации резолюции, принятой на республиканской конференции в декабре 2013 года[18]. В этой резолюции фокус направлен на поддержку прозрачности проводимой реформы Минэнергопрома и реализуемых проектов с участием международных банков развития, а также мероприятиям по повышению качества обслуживания населения, повышению информированности населения, и включены уроки трехлетнего опыта взаимодействия организаций гражданского общества и правительства в рамках ИПТЭК.

Важно отметить, что структура ОНС и программы ИПТЭК основана на принципах конструктивного диалога во имя достижения единой цели - улучшения управления и достижения результатов, как для правительства, так и для общественности, и представляет собой эффективную площадку взаимодействия и применения потенциала гражданского общества. Инструменты и возможности ОНС позволяют обсуждать актуальные вопросы и предлагать возможные не рассматриваемые ранее пути их решения, изучать и применять опыт других стран, участвовать в процессе принятия решений. Одним словом, это не критика ради критики.

Всем нам следует понять, что преодолеть существующий кризис в государственном управлении мы сможем только всеобщими усилиями. Важно предлагать конструктивный диалог, признавая все ошибки и недостатки, как гражданского общества, так и стороны правительства и энергокомпаний. Используя сильные стороны друг друга  для достижения общей цели,  я верю, что это должно получиться в скором будущем.

Подытоживая, необходимо отметить, что НС ИПТЭК проводит обширную работу в энергетическом секторе, где одним из важнейших факторов деятельности является связь и многостороннее участие общественности. Энергетика  является отраслью, где конечный потребитель играют не менее важную роль, чем производитель и поставщик. Для налаживания работы необходима заинтересованность и активное участие всех слоев данной структуры. Следуя своим целям и проводя открытую и ясную политику, Наблюдательный Совет приветствует и готов к сотрудничеству со всеми заинтересованными сторонами.

 

 


[1] утв. распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 24 июля 2013 года № 299-р

[2] при организации Министерства энергетики Кыргызской Республики и Наблюдательного Совета по ИПТЭК, совместно с Общественным фондом «Юнисон», Всемирным Институтом Ресурсов (США), Прайяс Энержи Груп (Индия) и международной сетью «Инициатива управления электроэнергетикой» при поддержке Фонда «Сорос Кыргызстан» и Фондов Открытого Общества

[8] http://www.for.kg/ru/news/104399/, заявление Вице-премьер-министра Кыргызской Республики А.Жапарова на встреча парламентской фракции СПДК ,16.12.2009

[17] www.zppe.net.kg, центры созданы при поддержке ОФ «ЮНИСОН» в 2010 году

 


добавлен: 31.01.2014 18:24
просмотров: 2871