Курбанова Н.У. – зам.
председателя ОНС ГКДР КР
Практические рекомендации по модернизации системы религиозного образования в Кыргызской Республике
Необходимость модернизации системы исламского образования является одной из актуальных вопросов не только современного Кыргызстана, но и всех постсоветских центральноазиатских государств, в среднем 80% жителей которого считаются мусульманами. Хотя в силу известных исторических, общественно-политических, культурных и идеологических причин, здесь сложился особый «евразийский» тип мусульман, радикально отличающихся, по всем параметрам от своих собратьев по вере из исламского мира. Поэтому вполне закономерно, у нас в республике существуют противополярные мнения в отношении будущего развития исламских процессов в кыргызстанском обществе.
Несмотря на то, что в последние годы, государство включилось в активное регулирование религиозной сферы, здесь все еще существуют многочисленные проблемы, среди них: активизация псевдоисламских деноминаций; конфликты на почве прозелитизма; активизация политического ислама; проблемы исламского религиозного образования и мн. др.
Одним из важнейших задач, требующим безотлагательных решений является формирование классической системы исламского образования, отвечающего менталитету, культурным и историческим традициям нашего народа. Рост интереса к духовным ценностям человека является обратной реакцией на глобальное доминирование материальных ценностей почти в каждой сфере современной жизни. В данном контексте религиозное образование призвано заниматься духовно- нравственным возрождением общества. От ее решения во многом зависит состояние общественной морали, социальных, межэтнических и межконфессиональных отношений в стране, будущее кыргызстанского общества и государства. Только воспитание у молодого поколения устойчивых нравственных убеждений на основе традиционных исторических, духовных, культурных ценностей позволит обеспечить успешное социальное развитие страны в XXI веке, сохранить социальный институт семьи, укрепить государство.
От эффективности системы религиозного образования будет зависеть качество мусульманской страты, так как при нынешнем количестве исламских образовательных учреждений лет через 10-15 она будет составлять большую часть населения Кыргызстана. В связи с чем, сегодня государству необходимо принять участие в формировании исламской интеллектуальной прослойки: исламских правоведов, юристов, интеллектуалов, лояльных светской власти, на которых впоследствии ляжет ответственность за развитие ислама в стране.
Относительно образования в области религии можно констатировать, что демократические процессы в республике создали условия для формирования многочисленных религиозных учебных заведений. В результате сегодня Кыргызстан лидирует по количеству религиозных учебных заведений среди постсоветских центральноазиатских республик. По данным госкомиссии по делам религий на сегодняшний день в республике функционируют 8 зарегистрированных высших исламских учебных заведений, 55 медресе, 14 религиозных учебных заведений христианского направления, которые проводят религиозное обучение.[i] Общее количество обучающихся в религиозных учебных заведениях по исламскому направлению составляет 2765, по христианскому направлению 1225 учащихся.
Анализ процесса формирования исламского образования в республике свидетельствует о том, что более чем двадцатилетний период суверенности создана сеть нелицензированных государством образовательных учреждений, состоящая из следующих ступеней обучения:
▪ медресе при сельских или соборных мечетях (худжира), где обучающимся мусульманам давались элементарные сведения об исламе;
▪ отдельные медресе с определенным сроком обучения;
▪ исламские высшие учебные заведения.
Вместе с тем, сложно сказать, что в республике существует концептуально разработанная полноценная система исламского образования. В сложившейся, в настоящее время имеются значительные недостатки и нерешенные проблемы:
Во-первых, это отсутствие нормативно-правовой базы и концепции религиозного образования, единых методических стандартов на религиозное исламское образование; однообразие учебных программ медресе и институтов; слабая учебно-методическая обеспеченность и т.д. В учебных планах исламских образовательных учреждений Кыргызстана недостаточно общеобразовательных дисциплин. В программу обучения большинства исламских учебных заведений входит только заучивание Корана и проведение бытовых культовых обрядов. Также ощущается нехватка квалифицированных кадров мусульманских священнослужителей.
Во - вторых, в силу новизны исламских учебных заведений – слабая материально-техническая оснащенность, отсутствие соответствующей религиозной учебной литературы, оргтехники, аудиторных помещений, многие имеющиеся помещения не отвечает даже минимальным требованиям существующих норм.
Результатом подобного явления, к сожалению, как правило, является однобокий уровень выпускников исламских учебных заведений, т.е. удручающий разрыв между духовным и светским образованием. В итоге это означает ограниченность интеллектуального уровня, косность мышления и низкий уровень толерантности. Узкая теологическая направленность мешает многим выпускникам найти работу и социально адаптироваться к потребностям гражданского общества.
Все вышеперечисленное вкупе создает и будет создавать проблемы интеграции их в гражданское общество, формирование их как социально-активных личностей. Поэтому сегодня, вполне естественная для первых лет религиозного обновления эйфория, должна смениться серьезными размышлениями о сущности того исламского образования, который нужен кыргызстанцам.
В- третьих, основным контингентом исламских учебных заведений, а значит, социальной базой пополнения мусульманской общины являются выходцы из социально - уязвимых слоев населения страны, чьи дети не могут позволить себе поступить в светские учебные заведения, так как существует контрактная система обучения. Общеизвестно, что за исламскими учебными заведениями стоят заинтересованные спонсоры, оплачивающие функционирование учебного заведения, поэтому они привлекательны для данной категории абитуриентов, так как во многих из них бесплатное обучение, проживание, питание.
Ситуация складывается таким образом, что данная страта не видит участия и интереса государства и светской власти в их жизни, учебе, социализации. В результате, у выпускников исламских учебных заведений складывается невосприятие светской власти, которая далека от их проблем, безусловно, это приводит их к мысли о преимуществах мусульманского государства, управляемого по шариату. Таким образом, в случае не разрешения данной проблемы к существующим проблемам кыргызстанского общества добавится еще один - мировоззренческий конфликт по религиозному признаку.
В-четвертых, остро стоит проблема религиозной педагогики, которая отражается в подготовке кадров мусульманских священнослужителей. Многие имамы мечетей и преподаватели медресе получили образование самостоятельно, их низкий уровень образованности сказывается на качестве воспитания и обучения учащихся. На данный момент в исламских институтах и медресе отсутствует преподавание таких светских предметов как компьютерная грамотность, основ рыночной экономики и знаний в области прав человека, преподавание иностранных языков и т.д.
Кроме этого, узкое понимание преподавателями проблем религиозного образования, его сущности, не умение адаптировать преподавание религиозных дисциплин к современным рыночным условиям и отсутствие возможности совершенствовать свои знания, повышать религиоведческую квалификацию, навыки, практику путем обмена опытом через различные семинары, обучающие программы.
Низкое качество знаний, узкий мировоззренческий кругозор учащихся, штудирование предметов только исламской теологии, которые зачастую зависят от уровня подготовленности преподавателей, создают почву для восприятия многими выпускниками этих медресе нетрадиционного ислама, крайне религиозных идей.
В-пятых, сама мусульманская община республики неоднородна, сегодня в ней существуют различные течения, на неофициальном уровне действуют различные исламские (саляфийа, нурджилер) и псевдоисламские (исмаилизм, ахмадийа) организации, подобное явление может привести к конфликту не только между различными течениями ислама, но и между поколениями духовенства.
Существующая латентная конфронтация между исламскими лидерами, препятствует консолидации мусульманской общины, что в свою очередь является дестабилизирующим фактором, снижающим эффективность усилий государства по решению актуальных проблем в данной сфере. Безусловно, оппозиционное противостояние внутри конфессии, отвлекает от приоритетных вопросов духовного единения, выпячивая на первый план решение меркантильных интересов. Поэтому в последние годы, закономерно деятельность ДУМК в связи с отсутствием концептуальной системной работы по решению актуальных проблем конфессии, вполне обоснованно подвергается критике со стороны общественности.
В-шестых, отсутствие прогрессивного, интеллектуально развитого духовенства, грамотных харизматичных лидеров в мусульманской общине, которые могли бы взять ответственность за развитие ислама в стране, свидетельствует о низком качественном уровне исламского образования при высоких количественных показателях. По свидетельству Госкомиссии по делам религий КР «представителям мусульманского духовенства Кыргызстана, включая высшие духовные лица, не хватает соответствующего образования и знания языков. Как явный пример, если в стране более 2000 имамов, то 70 процентов из них не имеют специального духовного образования. Уровень знаний имам-хатибов крайне низок. Большинство из них - самоучки. Имамы и мударисы (преподаватели) часто меняются, процесс смены кадров никем не контролируется. Официальные имамы не ведут работу с молодежью, вместо этого они лишь проводят поверхностные проповеди, а социальной и благотворительной работы, как и интеллектуальной жизни, практически нет».[ii]
В - седьмых, необходимо упорядочить стихийный выезд граждан Кыргызской Республики в Саудовскую Аравию, Пакистан, Египет, Сирию, Иорданию и т.д. для получения религиозного образования, которые возвратившись в Кыргызстан, проповедуют религиозное мировоззрение, чуждое сложившемуся традиционному исламу в Кыргызстане. Не всегда Духовному управлению мусульман Кыргызстана (ДУМК) удается проконтролировать данный процесс, зачастую многие граждане страны желающие получить религиозное образование отправляются в зарубежные страны по туристическим визам и частным приглашениям. По официальным данным, в настоящее время в исламских религиозных учебных заведениях за рубежом обучаются более 120 граждан Кыргызской Республики, однако, исходя из сложившейся практики следует предположить, что их больше в разы.
Следствием подобной практики являются, вызывающие сегодня нарекания и негативную реакцию у населения даватисты «Таблиги джамаат», нарушающие правила проведения проповеднической деятельности установленных ДУМК. Безусловно, такая ситуация подрывает позиции традиционного ислама, создавая конфликты и разногласия.
В соседнем Таджикистане и Казахстане во избежание подобных проблем, отозвали всех своих студентов, обучающихся в религиозных учебных заведениях за рубежом.
Таким образом, исламское религиозное образование в Кыргызской Республике продолжает формироваться и имеет тенденцию увеличения в количественном направлении со значительным отставанием в качественном аспекте. К сожалению, она не отвечает современным требованиям, не говоря уже о получении конкретной специальности. Между программами медресе и институтов почти нет существенной разницы, их дипломы не признаются. Выпускники остаются невостребованными, их трудоустройство становится весьма проблематичным. Отсутствуют единые стандарты религиозного образования, что не дает возможность учащимся получать соответствующее качественное духовное образование. Неприемлемые социально-бытовые условия не способствуют эффективному восприятию и получению необходимых знаний. Низкая правовая культура не способствует формированию толерантности к разным религиозным верованиям.
Исходя из вышеизложенной, сложившейся ситуации, попытаемся предложить практические рекомендации по совершенствованию системы религиозного образования в свете высвеченных проблем:
1. Государству необходимо формировать целостную идеологическую платформу по перспективам развития ислама в стране. Необходимо разработать и принять закон «О социальном партнерстве», определяющий правовые основы государственно-исламских взаимоотношений в социальной сфер,. конкретизирующий порядок допустимой и возможной меры социального взаимодействия государства и традиционных религиозных объединений, а также необходимой и должной меры их взаимной изоляции и разделения.
Как известно, Ислам — это не только религиозная практика, но и высокая нравственность, духовность, сознательность. Истинная вера помогает человеку выстроить правильные взаимоотношения с Аллахом, обществом и самим собой. Взаимоотношения человека с Аллахом — это и есть религия в узком смысле, и это — личное дело каждого из нас. Взаимоотношения с самим собой — это вопросы психологии, здесь благодаря исламу человек может достичь духовной гармонии и спокойствия. А взаимоотношения с обществом: родителями, родственниками, соседями, товарищами, коллегами — это та самая область, которая должна регулироваться религиозной нравственностью.
И здесь толкователями религиозных ценностей должны выступать не малочисленные религиозные группы, не миссионеры-иностранцы, а кыргызстанская интеллигенция, которые должны глубже и серьезнее изучать вопросы религии, чтобы их ответы и наставления утоляли духовный голод молодежи. И тогда мы перестанем повторять навязанные нам мифы об исламской угрозе, а проповеди разного рода радикалов и сектантов попросту станут невостребованными.
Кроме того, обращение к позитивным началам ислама, позволит успешно решить задачу интеграции народных умонастроений в духовно-нравственное оздоровление нашего государства при активной роли самих священнослужителей. Одновременно, это избавит ислам, как разновидность духовной жизни народа, от необоснованных нападок, рождаемых действиями его невежественных последователей. Решение данной проблемы способствовало бы во многом как снижению социальной, так и политической напряженности в стране.
2. Следует принять Закон «О религиозном образовании»; Концепцию религиозного образования, внести поправки к закону «Об образовании», разрешающие религиозным вузам аккредитовывать свою образовательную программу по государственным стандартам.
Получение государственной аккредитации и государственной лицензии исламскими учебными заведениями поднимет их престиж, уравняет в правах их выпускников с выпускниками государственных и муниципальных образовательных учреждений, поменяет статус самого образовательного учреждения, дающий определенные права на финансовую поддержку со стороны государства.
3. В свою очередь, научной и религиозной общественности, необходимо предоставлять средствам массовой информации результаты новых научных изысканий, обеспечивать их научно-методическими рекомендациями в оптимизации государственно-исламских отношений.
Надо привлекать к пропаганде религиозных ценностей, людей играющих видную роль в жизни религиозных общин, терпимо относящихся к инаковерующим, отстаивающих свои убеждения, способных продуманно и обоснованно аргументировать свои взгляды. Донести до зрителей, слушателей, читателей истинные религиозные ценности и традиции, с целью улучшения нравов общества. Необходимо проводить широкие дискуссии по наиболее злободневным проблемам современности, которые могут уберечь от радикализма многих молодых людей. Развивать религиозно-просветительские программы в образовательных учреждениях и средствах массовой информации.
4. Необходимо ввести курсы Истории мировых религий и Религиоведения в светские учебные заведения, воспитывающие у учащихся и студентов толерантность.
Самодостаточный во всех отношениях человек, глубоко знающий свою религию, никогда не позволит сделать себя орудием экстремистов.
5. Государству необходимо работать в плане формирования мусульманской национальной интеллигенции, готовить кадры на базе Теологических факультетов государственных вузов. А также создать Исламский научно-исследовательский институт с целью подготовки высококвалифицированных специалистов в области ислама, где наряду с научными исследованиями следует вести мониторинг религиозной ситуации, подготовку экспертов различных направлений исламской науки.
При формировании полноценной системы классического исламского образования (ханафитского мазхаба), его необходимо адаптировать к реалиям нашего государства, при этом учесть особенность Кыргызской Республики как светского государства, его социально-экономический и общественно-политический уровень, исторические традиции, запросы и потребности трансформирующегося кыргызстанского общества.
Подобная модернизация религиозного образования может изменить мышление верующих, повысить уровень их толерантности, модернизировать исламское мировоззрение, приблизить его к решению социальных и духовно-нравственных проблем общества в условиях нашего государства.
Поэтому решение религиозных проблем должно входить в разряд важнейших стратегических задач государства. Происходящим процессам ре-исламизации необходимо придать созидательное направление на благо общества в рамках национальных интересов Кыргызстана.
Текущий архив КГДР КР. Выступление директора Государственной комиссии по делам религий Б.Абдрахманова «О религиозной ситуации в Кыргызской Республики»
на Национальной конференции «Укрепление и взаимопонимания диалога вовлеченных и заинтересованных сторон по свободе религии и вероисповедания».-30 нояб.-2010.-С.17.
|