Кыргыз Республикасынын мамлекеттик органдарынын коомдук кеңештери
Общественные советы государственных органов Кыргызской Республики
Public Councils of State Bodies of the Kyrgyz Republic
 


Заключение комиссии при ОНС МЭР КР

материал добавил Администратор /

Исх. № _____ от 21 декабря 2011 г.                                                                     г. Бишкек

 

Заключение                                                                                                          Наблюдательной комиссии ОНС при МЭР КР по итогам 2011 года

 

27 апреля 2011 года Общественным наблюдательным советом (далее - ОНС) при Министерстве экономического регулирования Кыргызской Республики (далее – МЭР) создана постоянная Наблюдательная комиссия по контролю над соблюдением МЭР законодательства Кыргызской Республики (далее Комиссия). Согласно Плану работы Комиссии на 2011 г., утвержденному 4 мая 2011 года, обязанности по осуществлению наблюдения за деятельностью МЭР между членами Комиссии были распределены в следующем порядке:

Ø  Джанаева Н.Н. – целевое использование бюджетных и внебюджетных средств;

Ø  Бабаева Р.Б. – кадровая политика;

Ø  Аширбаев З.Ы. – процедура лицензирования внешней торговли, освобождение от таможенных пошлин гуманитарной помощи;

Ø  Курманалиева А.М. – наблюдение над проведением тендеров, конкурсов и т.п.,

Ø  Комиссаров В.А. – сотрудничество со Счетной палатой КР по вопросам плановой проверки, аудита, ревизии, контроль над исполнением МЭР предписаний Счетной палаты КР, вынесенных по результатам аудита.

 

План работы ОНС был согласован 20 апреля 2011 г. с МЭР. План работы Комиссии по контролю над соблюдением МЭР законодательства на 2011 г. был  14 июня 2011 г. доведен до сотрудников всех управлений и отделов МЭР.

 

1.      Наблюдение над целевым использования бюджетных                                             и внебюджетных средств

Во исполнение Плана работы Комиссии на 2011 г., была проведена проверка целевого использования бюджетных средств МЭР (справка от 17 ноября 2011 г. прилагается). При проверке деятельности Центрального аппарата МЭР по целевому использованию бюджетных средств  выявлено нецелевое использование бюджетных средств. Так, из 8 миллионов сомов предусмотренных по статье туризм  5 миллионов сомов использовано для участия в выставке СНГ-20 в Москве. Данная выставка ни какого отношения к туризму не имеет.

В связи со сжатостью сроков проверка целевого использования бюджетных средств была проведена только в Центральном аппарате МЭР. В состав МЭР входят: Южное и Северное межрегиональные управления, Центр аккредитации, Центр стандартизации и метрологии, Государственное предприятие «Центр единое окно в сфере внешней торговли», Государственное предприятие «Кыргызресурсы», Отдел реализации проекта «Сокращение технических барьеров предпринимательству и торговле» (ОРП «СТБПТ») и Государственная инспекция по метрологическому надзору. Территориальные, подведомственные органы являются отдельными юридическими лицами и самостоятельно осуществляют свои функции, но находятся в прямом подчинении МЭР. МЭР в установленном порядке осуществляет контроль над деятельностью  территориальных и подведомственных органов.

В План работы ОНС  на 2012 год необходимо включить мероприятия по контролю за прозрачностью и эффективностью использования вышеперечисленными территориальными и подведомственными подразделениями МЭР финансовых средств, включая бюджетные и заемные (ссуды кредиты), средств специального счета, технической помощи и грантов, выделяемых донорами, а также поступающих за счет оказания платных услуг.

 

2.      Кадровая политика

Член Комиссии Бабаева Р.Б. была включена в качестве наблюдателя в постоянно действующую Аттестационную конкурсную комиссию МЭР и осуществляла наблюдение над кадровой политикой МЭР. Нарушений законодательства по кадровым вопросам не установлено.

 

3.      Процедура лицензирования внешней торговли,                                                      освобождение от таможенных пошлин гуманитарной помощи

Лицензирование

 

На письмо ОНС от 21 сентября 2011 г. № 19 МЭР ответил письмом от 30.09.2011 г. № 14-1/8731, в котором дал подробный ответ на один из поставленных вопросов. Согласно ответу количество лицензий и разрешений сократится с 500 до 222, что составит 56%. Итогом оптимизации будет создание нормативной правовой базы, отвечающей современным требованиям рынка, а также создание исчерпывающего перечня государственных контролирующих органов.

 

Налоговые льготы

 

МЭР на письмо ОНС от 21 сентября 2011 года №19 ответил письмом от 30 сентября 2011 года исх. № 14-8731, в котором оставил без внимания запрос ОНС о предоставлении информации о хозяйствующих субъектах, которым были предоставлены налоговые льготы (с указанием видов) в I-III кварталах 2011 года. В связи с чем, ОНС был вынужден повторно направить в МЭР письмо с аналогичным запросом (исх. № 21 от 04.11.2011 г.).  На данное письмо от МЭР был получен ответ (№ 13-4/20250 от 24.11.2011 г.) о подтверждении налоговых льгот в I-III кварталах 2011 года 34 хозяйствующим субъектам согласно «Положению о порядке реализации международных договоров и иных соглашений, участницей которых является Кыргызская Республика, в части освобождения от уплаты налогов, пошлин и иных платежей». Несмотря на то, что работа по подтверждению налоговых льгот осуществляется на основе и с соблюдением вышеуказанного Положения, со стороны Комиссии необходимо осуществление  постоянного мониторинга над соблюдением «Отделом международных налоговых отношений Управления фискальной политики МЭР» антикоррупционного и иного законодательства КР.

Возмещение и возврат НДС

 

Известно, что во времена президентства Акаева и Бакиева – механизм возмещения НДС служил для госчиновников и их приближенных источником незаконных поступлений. С помощью данного механизма из государственной казны разворовывались огромные средства. В связи с чем, ОНС попытался проанализировать то, как применяется механизм возмещения НДС в настоящее время. В этих целях ОНС запросил у МЭР соответствующую информацию. После изучения полученной информации, выяснилось следующее: в Кыргызстане были созданы две Комиссии по возмещению и возврату НДС (основная и дополнительная), которые дублировали функции друг друга. Несколько решений были приняты дополнительным составом Комиссии по возмещению и возврату НДС, созданной Временным Правительством КР. ОНС письмом от 4 ноября 2011 года № 22 проинформировал МЭР о необоснованности создания дополнительного состава Комиссии по возмещению и возврату НДС. Этим же письмом ОНС попросил МЭР включить в состав основной Комиссии по возмещению и возврату НДС представителя ОНС в качестве наблюдателя, а также попросил предоставить  копии протоколов заседаний и решений Комиссии по возмещению и возврату НДС за 2011 год. Согласно письму МЭР № 13-1/10190 от 23.11.2011 г. основной состав Комиссии был утвержден распоряжением Правительства КР от 22 августа 2011 года № 350-р. В этом же письме отмечено, что целью создания Комиссии по возмещению и возврату НДС является повышение прозрачности процедур возмещения и возврата сумм превышения НДС как это установлено в пункте 1 Регламента работы Комиссии по возмещению и возврату НДС. ОНС считает, что прозрачность процедур не может быть обеспечена полноценно при ситуации, когда состав Комиссии по возмещению и возврату НДС полностью состоит из представителей государственных органов. В Комиссию необходимо включить представителей бизнес сообществ и общественности. ОНС также  должен уполномочить одного своего представителя для участия на постоянной основе в работе Комиссии по возмещению и возврату НДС в качестве наблюдателя.   

 

Гуманитарная помощь

 

Процедура по освобождению гуманитарной помощи, поступающей из-за рубежа, от налогов и таможенных пошлин – является не эффективной. В связи с чем, возникают случаи присваивания, продажи и иного нецелевого использования гуманитарной помощи. 14 июля 2011 г. ОНС направил письмо № 10 в Министерство социальной защиты населения КР и 5 августа 2011 г. (за № 17) в МЭР, в которых указал на противоречие абзаца второго пункта 4 и абзаца шестого пункта 12 абзацу второму пункта 7 Положения «О порядке приема и распределения гуманитарной помощи в КР», утвержденного Постановлением Правительства КР от 10 октября 2007 года № 459 (далее - Положение). Суть противоречий состоит в том, что гуманитарная помощь, будучи безвозмездно передаваемым предметом для улучшения условий жизни и быта населения, не может облагаться налогом. Подтверждением этому является требование пункта 12 Положения, согласно которому в таможенный орган для осуществления таможенного оформления получатель предоставляет обязательство о целевом использовании товаров исключительно для улучшения условий жизни и быта малообеспеченных слоев населения. В противовес этому, пунктом 7 Положения узаконивается нецелевое использование гуманитарного груза, допуская возможность использования груза не по назначению, для  продажи или передачи другим лицам.

В результате обращения ОНС, Распоряжением Министерства социальной защиты населения КР от 3 октября 2011 года № 168 была создана Межведомственная рабочая группа в целях устранения вышеуказанных недостатков и совершенствования нормативных правовых актов по приему и распределению гуманитарной помощи в КР. В состав межведомственной рабочей группы был включен член ОНС при МЭР Аширбаев З.Ы. На проведенном 25 октября 2011 года заседании Межведомственной рабочей группы было обсуждено пошаговое поступление гуманитарного груза в КР в мирное время и в случае ЧС. Межведомственной рабочей группой проводится работа по устранению вышеуказанных недостатков Положения и его дальнейшей доработке.

 

4.      Сотрудничество со Счетной палатой КР

Из МЭР получена информация о принятии мер по устранению нарушений и недостатков, отмеченных в Предписании Счетной палаты № 01-5/79 от 4.08.2011 г.

5.      Заключение

1.      Установленная процедура возмещения и возврата НДС является не  прозрачной для общественности, что предоставляет возможности для злоупотребления служебным положением со стороны государственных служащих. ОНС рекомендует включить в состав Комиссии по возмещению и возврату НДС представителей ОНС, бизнес ассоциаций и общественности в качестве наблюдателей.

2.      Межведомственной рабочей группе необходимо ускорить работу по устранению недостатков Положения «О порядке приема и распределения гуманитарной помощи в КР», утвержденного Постановлением Правительства КР от 10 октября 2007 года № 459. Необходимо установить эффективный механизм контроля над целевым использованием гуманитарной помощи, поступающей из-за рубежа. Процедура распределения гуманитарной помощи должна быть прозрачной для общественности. Необходимо также установить конкретные сроки по внесению изменений в вышеуказанное Положение, а также устранить противоречия во всех ранее принятых нормативных правовых актах, касающихся порядка распределения и учета гуманитарной помощи.

3.      Обратить внимание МЭР на то, что в 2011 году МЭР неоднократно игнорировало запросы ОНС о предоставлении той или иной информации либо предоставляла информацию с просрочкой установленных сроков. ОНС предлагает МЭР в 2012 году своевременно отвечать на запросы ОНС о предоставлении необходимой информации.

4.      В План работы ОНС и Наблюдательной комиссии по контролю над соблюдением МЭР законодательства КР на 2012 г. необходимо включить следующие мероприятия:

1)      Осуществление наблюдения за прозрачностью и эффективностью использования финансовых средств, включая бюджетных и заемных средств (ссуд, кредитов), а также средств специального счета, технической помощи и грантов, выделенных донорами и оказание услуг территориальными и подведомственными органами МЭР КР - Южное и Северное межрегиональное управление, Центр аккредитации при МЭР КР, Центр стандартизации и метрологии при МЭР КР, Государственное предприятие «Центр единое окно в сфере внешней торговли», Государственное предприятие «Кыргызресурсы», Отдел реализации проектом «Сокращение технических барьеров предпринимательству и торговле» (ОРП «СТБПТ») и Государственная инспекция по метрологическому надзору;

2)      Осуществление наблюдения над процессом возмещения и возврата НДС в сумме до 300 000 сомов Налоговой службой;

3)      Участие представителя ОНС в качестве наблюдателя на постоянной основе в работе Комиссии по возмещению и возврату НДС;

4)      Участие представителя ОНС в качестве наблюдателя при проведении Счетной палатой КР планового аудита использования бюджетных, специальных и иных средств МЭР.

 

                        Руководитель Наблюдательной                                                                                                                            

Комиссии ОНС при МЭР                                                   З. Аширбаев


добавлен: 23.08.2013 16:00
просмотров: 1221