Кыргыз Республикасынын мамлекеттик органдарынын коомдук кеңештери
Общественные советы государственных органов Кыргызской Республики
Public Councils of State Bodies of the Kyrgyz Republic
 


Отчет ОС Министерства экономики Кыргызской Республики по результатам деятельности в 2019-2019 годах

добавил(а) Акматов
Отчет ОС Министерства экономики Кыргызской Республики
по результатам деятельности в 2019-2019 годах
Отчет Общественного совета Министерства экономики КР о деятельности в 2019 году Действующий (четвертый) состав Общественного совета Министерства экономики КР (далее - ОС МЭ) был избран 12 апреля 2019 года. В состав ОС МЭ были избраны 10 представителей бизнес сектора, организаций гражданского общества, университетов и экспертов (в том числе два доктора экономических наук). 26 апреля 2019 года состоялась первое заседание ОС МЭ - встреча статс-секретаря Министерства экономики КР Айдина Шаршеева с новым составом ОС МЭ. В этот же день ОС МЭ избрал свои руководящие органы:  председателем ОС МЭ была избрана Кундуз Кенеева, Президент ОО «Экономическое развитие Центральной Азии»;  заместителями председателя были избраны Ноокат Идрисов, директор представительства «Международного центра некоммерческого права» в Кыргызстане, и Олег Печенюк, председатель ОО «Независимая экологическая экспертиза». В 2019 году ОС МЭ провел более 20 заседаний, передал Министерству экономики Кыргызской Республики (далее - МЭ) ряд рекомендаций по совершенствованию экономической политики страны, законодательства о предпринимательской деятельности и улучшению работы МЭ.
Отчет за 2019 год
 
Консультативные функции
Рекомендации:
1) продвижение и обсуждение общественных инициатив
Работа по совершенствованию портала электронных государственных закупок ОС МЭ более 6 лет не может достучаться до властей – убедить их в том, что существующий портал электронных государственных закупок (далее - ЭГЗ) имеет существенные недостатки и их необходимо устранить. В 2019 году ОС МЭ продолжил работу в этом направлении делегировав своего представителя в состав рабочей группы (РГ) Министерства финансов КР, созданной для реализации 2-х летнего Национального плана действий (НПД) в рамках членства Кыргызстана в Партнерстве Открытое Правительство (OGP). Существующий портал ЭГЗ имеет ряд существенных недостатков: 1) Он не обеспечивает прозрачность государственных закупок для общества: ? в нем нет полной информации по проводимым тендерам – не размещаются договоры с победителями тендеров, акты приема-передачи об исполнении договоров и другая существенная информация по проводимым тендерам; ? портал ЭГЗ построен не логично, запутанно и сложно, в нем очень трудно найти нужную информацию по тому или иному тендеру. Например, в нем с трудом можно найти протокол тендерной комиссии, он спрятан где-то внизу текста объявления о тендере, а не размещен в отдельном особом разделе портала на видном месте. Чтобы найти информацию по тому или иному тендеру нужно пересмотреть множество различных страниц портала, на что уходит много времени; 2) Очевидно, что коррумпированные лица в Министерстве финансов КР, Департаменте государственных закупок, и Государственном учреждении «Инфосистема» (который разработал данный портал несколько лет назад) специально создали такой сложный, запутанный портал. Создатели портала, скорее всего, не имели цели сделать систему государственных закупок прозрачной и открытой для народа Кыргызстана. Они сымитировали реформу системы государственных закупок и при создании портала приспособили современные цифровые технологии под свои коррупционные схемы. 3) ОС МЭ разработал концепцию по изменению данного портала, разработал альтернативную модель портала ЭГЗ, который имеет следующие признаки: ? он прост и ясен для каждого гражданина страны, даже не имеющего знаний в IT сфере; ? по каждому тендеру в нем можно увидеть всю историю в одной строке, кликая и открывая важные документы по всем этапам проведения тендера по хронологической последовательности – от объявления тендера, до исполнения договора победителем тендера. ОС на заседаниях РГ Министерства финансов по OGP сделал презентации о недостатках портала ЭГЗ и своих предложениях по его совершенствованию, а также передал Департаменту государственных закупок при Министерстве финансов КР разработанную им альтернативную модель портала ЭГЗ. К сожалению, пока ОС МЭ не нашел понимания со стороны представителей Министерства финансов КР и Правительства КР. Они не хотят делать портал ЭГЗ простым, понятным и прозрачным для народа Кыргызстана. В 2020 году ОС МЭ продолжит свои усилия по совершенствованию портала ЭГЗ.
2) содействие в подготовке и принятии качественных решений (НПА)
6 июня 2019 года ОС МЭ организовал видеоконференцию на тему «Как открыть бизнес в США: практические шаги для кыргызских предпринимателей» с региональным торговым представителем штата Миннесота (США) по Центральной и Восточной Европе и Центральной Азии Николаем Мегитсом (PhD). Проведение данного мероприятия была инициативой выпускников программы САБИТ Министерства Торговли США и членов ОС МЭ Кундуз Кенеевой и Алмазбека Райымбаева. Мероприятие было проведено при содействии Посольства США в КР и МЭ. На презентации г-на Мегитса были освещены такие вопросы: как зарегистрировать бизнес в США, бизнес-визы США для нерезидентов, виды и ставки налогов в США для бизнеса, стоимость открытия компании, ре-экспорт оборудования и другие вопросы связанные с открытием бизнеса в США предпринимателями-гражданами Кыргызстана. В итоге предприниматели Кыргызстана получили полезную информацию об открытии бизнеса в США и были официально приглашены в США для более тесного сотрудничества (http://osgo.kg/index.php?act=view_material&id=1252).
3) повышение прозрачности и эффективности использования финансовых средств
Встреча с Бизнес-Омбудсменом Кыргызстана и передача ему рекомендаций по построению эффективного института бизнес-омбудсмена 24 октября 2019 года ОС МЭ встретился с новоизбранным Бизнес Омбудсменом Кыргызстана Родин Орд-Смитом. На встрече г-н Робин Смит подробно рассказал о том, как он хочет построить Институт Бизнес Омбудсмена (ИБО) в Кыргызстане. В частности о следующем: ? Офис ИБО в Кыргызстане будет финансироваться в течение первых 3 лет со стороны ЕБРР ? Бизнес Омбудсмен создаст свой вебсайт, где будут публиковаться обращения предпринимателей и принятые по ним решения ? В первое время, ИБО в Кыргызстане будет работать только из Бишкека. Относительно работы в регионах страны, пока решение не принято, все будет зависеть от наличия финансирования для этого. Если будут найдены источники финансирования, возможно, будут созданы представительства в регионах, но это не в ближайшем будущем. ? ИБО в Кыргызстане должен стать независимой организацией ? Он хочет построить профессиональный, открытый, прозрачный, эффективный ИБО в Кыргызстане, работающий по принципу справедливости, в соответствии с законодательством Кыргызстана, который продолжит работу в том же духе далее и после того как он уйдет с этой должности. . Далее представители ОС предложили следующие рекомендации по построению эффективного ИБО в Кыргызстане: 1) Создание представительств Бизнес-Омбудсмена в регионах (в областных центрах и городах) на следующих принципах: ? Представительства ИБО создаются на основе соглашений, заключенных с соответствующими региональными бизнес ассоциациями при встрече Бизнес Омбудсмена с ними на местах ? Представительства ИБО работают на основе единого «Положения о региональных представительствах Бизнес-Омбудсмена» ? Региональные офисы Бизнес-Омбудсмена финансируются местными бизнес ассоциациями (обеспечение помещением для офиса, заработная плата штата, оборудование, коммунальные услуги и т.п.) 2) Создание сайта или портала Бизнес-Омбудсмена, размещение там: ? Информации о деятельности Бизнес-Омбудсмена ? Аналитических материалов, исследований и рекомендаций экспертов по улучшению бизнес среды в Кыргызстане ? Единого реестра по рассмотрению ИБО обращений предпринимателей 3) «Единый реестр по рассмотрению обращений предпринимателей» создать следующим образом: ? Предприниматель должен иметь возможность создать на сайте ИБО личный кабинет и самостоятельно размещать свои обращения конфиденциально или открыто. Конфиденциальное обращение и ответ на него будет видеть только он сам со своего личного кабинета. Открытые обращения, ответы на них будут видеть все граждане. ? На каждой строке реестра можно будет увидеть всю историю того или иного обращения предпринимателя от начала до конца: кто обратился, текст обращения, на какой государственный или муниципальный орган жалуется, на какого государственного или муниципального чиновника жалуется, реакция Бизнес Омбудсмена (какие действия он предпринял, чтобы помочь предпринимателю, копию письма или иного документа Бизнес-Омбудсмена), ответ государственно или муниципального органа, результат. ? сайт должен автоматически создавать и показывать рейтинг государственных и муниципальных органов и чиновников, которые больше всех нарушают права предпринимателей и создают для них барьеры при ведении бизнеса ? сайт должен автоматически показывать статистические данные о том сколько было всего обращений, по каким вопросам, по скольким из них после помощи Бизнес Омбудсмена получен позитивный результат, по скольким – позитивного результата не было, рейтинг государственных и муниципальных органов и чиновников которые чаще всего нарушают права предпринимателей и т.п. 4) Создание Бизнес Омбудсменом дискуссионных площадок: ? Проведение регулярных общественных слушаний по преодолению барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности ? Проведение регулярных общественных слушаний по улучшению среды для ведения бизнеса на различные темы: • регистрация бизнеса • налоговая система • система социального страхования • система проверок бизнеса • и другие В завершении встречи Бизнес Омбудсмен и представители ОС МЭ выразили готовность сотрудничать в дальнейшем.
4) улучшение качества предоставляемых услуг
Рекомендации ОС МЭ структурным подразделениям МЭ По предложению ОС МЭ, в целях ознакомления и детального изучения ОС МЭ деятельности МЭ, в 2019 году структурные подразделения МЭ поочерёдно сделали презентации о своей деятельности на заседаниях ОС МЭ, где рассказали о составе и структуре своего подразделения, осуществляемых функциях, поставленных целях, существующих проблемах и других вопросах о своей деятельности. По результатам презентаций каждому структурному подразделению МЭ со стороны ОС МЭ были даны рекомендации, направленные на рациональное разрешение проблем и повышение эффективности в достижении поставленных целей. Данные рекомендации ОС МЭ прилагаются к настоящему Отчету.
Наблюдательные функции
1) Участие в конкурсных, тендерных и иных комиссиях государственного органа
Реализация ОС МЭ наблюдательных функций В рамках реализации наблюдательных функций, в 2019 году ОС МЭ осуществлял контроль над соблюдением МЭ законодательства Кыргызской Республики по следующим направлениям: ? целевое использование бюджетных и внебюджетных средств; ? кадровая политика; ? процедура лицензирования внешней торговли, освобождение от таможенных пошлин гуманитарной помощи; ? наблюдение над проведением тендеров, конкурсов и т.п., Члены ОС МЭ, по мере возможностей, принимали участие в качестве наблюдателей при проведении тендеров по закупкам МЭ, конкурсов по отбору кандидатов на вакантные должности. Ниже в качестве примера изложена история по наблюдению ОС МЭ за ходом одного из тендеров МЭ, проведенных в 2019 году. 12 ноября представитель ОС МЭ наблюдал за тендером по закупке МЭ IT услуг по созданию веб портала по регистрации автомобилей прошедших технический осмотр. Заявки подали 3 компании, отдел МЭ по гос. закупкам рекомендовал признать победителем компанию, предложившую наименьшую цену. Однако члены тендерной комиссии и представитель ОС МЭ, изучив коммерческие предложения всех 3 участников, обнаружили в документах данной компании несоответствия установленным по данному тендеру требованиям (1) по сумме предыдущих контрактов (не доставала сумма), (2) по наличию стажа работы (отсутствовал установленный 3 летний стаж работы). После изучения документов остальных участников тендера, тендерная комиссия решила признать победителем компанию, которая предложила вторую наименьшую цену, которая соответствовала всем установленным требованиям по данному тендеру. Однако в тот же день после обеда, ответственные сотрудники МЭ по государственным закупкам устно сообщили одному из членов тендерной комиссии о том, что якобы представитель компании, предложившей вторую наилучшую цену, ранее звонил по телефону им и просил признать победителем тендера его компанию. Данная информация была передана членом тендерной комиссии ОС МЭ. ОС МЭ порекомендовал тендерной комиссии потребовать письменные заявления или объяснения от данных сотрудников отдела государственных закупок МЭ по данным телефонным звонкам. Однако, эти сотрудники отдела государственных закупок МЭ не стали писать письменные заявления (объяснения) и указали на несоответствие всех участников тендера еще одному существенному условию тендера о необходимости подготовки видеоролика для портала. В связи с этим, тендерная комиссия приняла решение признать тендер не состоявшимся и объявить тендер повторно. Следует отметить то, что о несоответствии данному условию всех участников тендера – ранее эти сотрудники умалчивали и проинформировали об этом тендерную комиссию только после того как не была признана победителем компания, которая предложила наименьшую цену. ОС МЭ не был против такого решения тендерной комиссии об объявлении повторного тендера, но пригласил тендерную комиссию и сотрудников отдела МЭ по государственным закупкам на свое заседание для обсуждения хода и недостатков прошедшего тендера. ОС МЭ на своем заседании передал членам тендерной комиссии и сотрудникам отдела МЭ по государственным закупкам следующие замечания и рекомендации: 1) Все кто не согласны с решением тендерной комиссии, должны передавать любую информацию и свои комментарии тендерной комиссии и руководству МЭ не устно, а в письменной форме. Тендерная комиссия не должна строить свою работу на основе устной информации, полученной от другой заинтересованной стороны. Все должно быть оформлено в письменной форме. Участники тендера, которые по телефону просят признать их победителями тендера, - должны привлекаться к уголовной ответственности. 2) Сотрудники отдела государственных закупок МЭ, перед началом оценки коммерческих предложений, должны передавать тендерной комиссии списки о всех существенных условиях проводимого тендера (а не после подведения итогов по тендеру, как это произошло 12 ноября 2019 года). ОС МЭ также обратил внимание на то, что в ходе подведения итогов по данному тендеру было видно то, что сотрудники отдела государственных закупок МЭ продвигали интересы компании предложившей наименьшую цену. Этого никогда быть не должно. ОС предупредил их об ответственности за нарушение законодательства при проведении тендеров. При проведении повторного тендера компания, предложившая в первом тендере наименьшую сумму (по которой у ОС МЭ были подозрения в том, что их интересы продвигают сотрудники МЭ по государственным закупкам), не стала участвовать в тендере, а победителем была признана компания, которая во время первого (отмененного) тендера была на последнем месте. Таким образом, наблюдение ОС МЭ за данным тендером обеспечило законность при проведении данного тендера. Рассмотрение ОС МЭ обращений граждан, организаций и предпринимателей 31 октября 2019 года ОС МЭ рассмотрел обращение Директора Общественного фонда «Наш век» Чинары Айтбаевой. На заседании ОС МЭ она сообщила о том, что её организация на безвозмездной основе, по согласованию с МЭ, создала портал для прозрачности работы Фондов развития регионов (ФРР). Однако МЭ не утверждает Положение о данном портале, в связи с чем портал не работает. В ответ представители Отдела политики развития регионов МЭ проинформировали участников заседания ОС МЭ о том, что в настоящее время вносятся изменения в Положение о ФРР. В частности, предлагается изменить порядок одобрения проектов: в целях сокращения сроков принятия решений, предлагается исключить этап одобрения проектов Правлением ФРР и оставить только этап одобрения проектов Наблюдательном советом ФРР. После того как будут внесены данные изменения в Положение о ФРР, МЭ будут внесены соответствующие изменения в портал ФРР и он полноценно заработает. ОС МЭ рекомендовал МЭ вовлекать Общественный фонд «Наш век» на всех этапах работы над совершенствованием портала ФРР, в частности на этапе внесения изменений в Положение о ФРР, и далее при корректировке интерфейса и функциональности портала ФРР, созданного для обеспечения прозрачности работы ФРР. Представители МЭ согласились с рекомендациями ОС МЭ и обещали вовлекать Общественный фонд «Наш век» на всех запланированных этапах по совершенствованию работы ФРР и портала ФРР. В ноябре 2019 года ОС МЭ рассмотрел обращение бизнес ассоциаций и организаций гражданского общества (ОГО) по проекту Закона о внесении изменений в Закон о порядке проведения проверок субъектов предпринимательства (далее - законопроект), разработанному МЭ в августе 2019 года. По просьбе некоторых бизнес ассоциаций инициаторы законопроекта включили в законопроект некоммерческие организации (НКО) в качестве субъектов предпринимательства. Некоторые НКО признали это дискриминационным по отношению к НКО, поскольку в законопроекте (помимо включения НКО в закон в качестве субъектов проверок) содержались некоторые не благоприятные для всех субъектов предпринимательства новые нормы. Например, нормы об отмене предварительного уведомления организаций за 5 дней до начала проведения проверок. 14 ноября Ассоциация «Смарт-Жаран», Фонд гражданское участие, при содействии ОС МЭ (который пригласил на мероприятие авторов законопроекта из МЭ), провели круглый стол по обсуждению законопроекта, где приняли участие 24 представителей ОГО и бизнес сектора. Во время круглого стола представитель МЭ выступил с докладом по законопроекту, Юридическая клиника «Адилет» выступила с докладом об их юридическом анализе по законопроекту, Ассоциация производителей и дистрибьюторов поставщиков (AПДП) выступила с презентацией об анализе законопроекта от имени бизнес ассоциаций и представитель ОС МЭ выступил с докладом в качестве нейтральной организации. В частности, представитель ОС МЭ заявил о том, что включение НКО в закон о проверках не противоречит демократическим стандартам, если НКО будут включены в закон, - они должны совместно с бизнес ассоциациями отстаивать справедливую и рациональную процедуру государственных проверок для всех юридических лиц. В конце круглого стола, представитель МЭ сообщил участникам о том, что из-за протестов бизнес сектора и НКО по законопроекту МЭ решило отозвать законопроект и больше никогда его не предлагать. Взаимодействие Министерства экономики КР с ОС МЭ в 2019 году МЭ уважительно относится к ОС МЭ, не игнорирует его, как это происходило в первые годы создания ОС в 2011-2015 годы: (1) подразделения МЭ с большой ответственностью готовят и делают презентации о своей работе на заседаниях ОС МЭ, (2) по приглашению ОС МЭ руководители МЭ и его структурных подразделений приходят на заседания ОС МЭ, отвечают на вопросы членов ОС МЭ, принимают участие в обсуждении обращений граждан и представителей бизнеса в ОС МЭ по вопросам отнесенным к компетенции МЭ, (3) МЭ своевременно отвечает на все письменные запросы и обращения ОС МЭ. Заместитель председателя ОС МЭ ____________ Идрисов Н.А.
2) Участие в иных мероприятиях, проводимых государственным органом
добавлен: 2019-12-23 22:37:27