Отчет ОС Государственного агентства охране окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики по результатам деятельности в 2016-2016 годах
добавил(а) иванова
Отчет ОС Государственного агентства охране окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики
по результатам деятельности в 2016-2016 годах
|
Отчет о работе Общественного Совета ГАООСиЛХ за 2016 год.
В ноябре 2015 года Председателем ОС К.С.Молдогазиевой был составлен План работы ОС на 2015- 2016 год, который обсуждался в течение декабря 2015 года со всеми членами Совета и также был согласован с руководством ГАООСиЛХ и утвержден в январе 2016 года ( прилагается). Мероприятия Общественного Совета концентрировались на следующих направлениях:
1.Обеспечение деятельности Общественного Совета
2.Выдвижение и обсуждение инициатив, направленных на совершенствование, повышение прозрачности и подотчетности в управлении Госагентства
3.Мониторинг и содействие в осуществлении Госагенством деятельности по совершенствованию природоохранной деятельности
4.Содействие Госагенству в совершенствовании НПА
5.Мониторинг соблюдения международных природоохранных конвенций
6. Обратная связь с населением и общественностью.
По пункту 1 Обеспечение деятельности Общественного Совета.
Были проведены следующие мероприятия: разработан план работы Совета,
Выданы удостоверения членов ОС от ГАООСиЛХ всем членам Совета, проведен анализ работы Совета за 2015 год. Неоднократно поднимался вопрос об усилении взаимодействия членов Общественного Совета в регионах с подразделениями и об участии зам председателя ОС по югу в мероприятиях ГАООСиЛХ в южном регионе. Также был поднят вопрос об участии членов ОС в коллегиях ГАООСиЛХ. Члены ОС участвовали дважды в коллегиях ГАООСиЛХ, однако для участия во второй коллегии были информированы только накануне, что затруднило участие всех членов ОС в заседании.
Также члены ОС периодически участвовали в общих мероприятиях для Общественных Советов, о чем затем информировали остальных на заседаниях ОС.
Несколько раз был поднят вопрос об участии членов ОС в заседаниях. За неоднократные систематические пропуски и неучастие в заседаниях были исключены из состава 3 члена ОС : К. Молдошев( также фактически в течение больше чем полгода не выполнял функции Председателя ОС), А.Курманкулов и Дж.Джамгыгрчиев. Был принят новый член ОС из резерва – Т. Иманалиев.
По пункту 2: Выдвижение и обсуждение инициатив, направленных на совершенствование, повышение прозрачности и подотчетности в управлении Госагентства
Были заслушаны отчет о работе ГАООСиЛХ за 2015 год, а также план работы ГАООСиЛХ на 2016 год. Был также поставлен вопрос об отчете бывшего председателя ОС К. О. Молдошева в качестве члена РГ по проекту ГЭФ. Однако он игнорировал требование членов ОС и не отчитался. Был заслушан вопрос о плане мероприятий по реализации Указа Президента Кыргызской Республики от 2 февраля 2012 года УП № 26 «О Государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики и мерах по противодействию коррупции», постановления Правительства Кыргызской Республики от 30 августа 2012 года №596 «Об утверждении Программы и Плана мероприятий Правительства Кыргызской Республики по противодействию коррупции на 2012-2014 годы», а также о разработанных стандартах гос.услуг ГАООСиЛХ. Как доложили сотрудники ГАООСиЛХ, имеется 4 разработанных стандарта гос.услуг ГАООСиЛХ . В созданную рабочую группу по противодействию коррупции был включен член ОС Р.Учкеев. Однако за весь 2016 год он не был ни разу приглашен на заседание данной РГ. Был также заслушан вопрос о мониторинге процедур назначения кадров, эффективности деятельности службы внутреннего аудита. Но к сожалению, членам ОС был представлен только письменный доклад, сама же начальник отдела кадров не смогла прийти на заседание ОС.
По пункту 3: Мониторинг и содействие в осуществлении Госагенством деятельности по совершенствованию природоохранной деятельности.
Были заслушаны отчеты о проделанной работе начальников управлений и департаментов : УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА. Также была заслушана информация о механизме взимания штрафов за природопользования, охоте на краснокнижных видов и лицензировании.
Была выявлена проблема отсутствия полноценного взаимодействия управления экологической экспертизы и Госэкотехинспекции на примере проведения мониторинга качества воды в реке Чу. Было решено пригласить председателя ОС Госэкотехинспекции и совместно попытаться решить проблему более эффективного взаимодействия двух ведомств.
Был также заслушан вопрос: Образование для Устойчивого развития, что делается в этом направлении, как осуществляется взаимодействие МОНКР и другими министерствами и ведомствами; проанализировать основные индикаторы Программы.
По пункту 4: Содействие Госагенству в совершенствовании НПА
Были заслушаны следующие вопросы: отчет о расходовании средств специального счета Госагентства; Мониторинг расходования бюджетных средств, соблюдения законодательства при проведении государственных закупок, отчет Республиканского фонда охраны природы и развития лесной отрасли; Не были поведены запланированные мероприятия:
Общественная экспертиза отдельных проектов НПА, разработанных Госагентством и организация общественных слушаний по одному из законопроектов. Но при этом члены ОС участвовали в некоторых семинарах, посвященных обсуждению отдельных НПА, а также были приглашены в полном составе на отчет по всем проектам ГЭФ и ПРООН.
По пункту 5: Мониторинг соблюдения международных природоохранных конвенций.
Было заслушано сообщение начальника департамента отдела международного сотрудничества ГАООСиЛХ о реализации международных природоохранных программ и международных конвенций
Пункт 6. Обратная связь с населением и общественностью
Азатом Аламановым и К.Молдогазиевой была рассмотрена жалоба жителей Сары-Булун иТогуз-Булак Тюпского района об организации арабскими шейхами питомника хищных птиц и охотничьих угодий на территории Иссык-Кульского заповедника. Несколько жителей, в том числе и депутаты местного Кенеша, были приглашены на заседание ОС, а также на заседание были приглашены главы нескольких департаментов ГАООСиЛХ. Были выслушаны ответы ГАООСиЛХ по этой жалобе на заседании ОС. Также ГАООСиЛХ взял на себя функцию провести там общественные слушания совместно с местными властями по этому вопросу.
Было проведено заседание по вопросу отсутствия полноценного взаимодействия ГАООСиЛХ и Госэкотехинспекции, с приглашением Председателя ОС Госэкотехинспекции и секретаря Координационного Совета ОС по коммуникациям. . Выявлены причины этой проблемы- несовершенство НПА, а также отсутствие должных коммуникаций между двумя ведомствами. .Еще одной причиной этого является то, что индикаторы эффективности, составляемые Минэкономики, не проходят обсуждения с сотрудниками этих ведомств и другими заинтересованными сторонами, и конечной целью этих индикаторов является зачатую увеличение количества проверок, штрафов, но не устранение негативных явлений. В Госэкотехинспекцию были переданы письма обращения Управления экологической экспертизы по поводу проведения повторного мониторинга качества воды в реке Чу.
Пункт 7. Выездное заседание ОС ( при поддержке Орхус Центра). Выездное заседание не состоялось ввиду непредоставления обещанного финансирования Орхус центром для проезда и проживания участников заседания.
Таким образом, почти все запланированные заседания ОС и мероприятия, за исключением единичных, были проведены. В целом данный год позволил ближе познакомиться с о структурой и функционированием ведомства и нащупать проблемы в природоохранном агентсве. Были посланы ряд запросов в ведомство от имени Общественного Совета, и вынесены решения и рекомендации для улучшения работы ГАООСиЛХ.
Ниже приводятся запросы и рекомендации Общественного Совета ГАООСиЛХ для природоохранного агентства:
ПРОТОКОЛ № 5 заседания членов ОС при ГАООСЛХ
27 01 2016 г. Повестка дня:
i. Мониторинг процедур назначения кадров, эффективности деятельности службы внутреннего аудита. Мониторинг системы обучения и повышения квалификации сотрудников Докладчик Абдивалиева Кундуз Ырысбаевна начальник отдела административного обеспечения и кадровой работы, от ОС Таштанбек Саякбаевич Акималиев
ii. Заслушать отчеты о проделанной работе начальников управлений и департаментов: УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ и УПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА. Докладчики: Жумабеков Кенешбек Кадыралиевич ( Начальник управления гос.экспертизы и природопользования), Маматаиров Бекболот Кенешович, (начальник управления экологического мониторинга) от ОС Учкеев Рысбек Манапович.
iii. Об обратной связи ОС и ГАООСиЛХ . Председатель ОС Калия Сартбаевна Молдогазиева, от ГАООСиЛХ Рустамов Абдыкалык Алибекович.
ИТОГИ:
• Представители ГАООСЛХ официально сообщают обо всех планируемых мероприятиях всем членам ОС при ГАООСЛХ
• Официальная переписка между Госагентством ведется с Председателем ОС и секретарем ОС.
• ГАООСЛХ обобщит и подготовит ответы на все протоколы.
• ГАООСЛХ обеспечивает каждое заседание ОС помещением, техникой и канцелярскими принадлежностями.
• ГАООСЛХ высылает общественному совету доклад статс-секретаря
• ГАООСЛХ высылает план по антикоррупционной политике
• Муратов М предоставит общественному совету все материалы по предупреждению коррупции, тесно работает с ОС, проводит презентации, показывает, какая работа ведется Госагентством.
• Общественный совет делегирует Учкеева Рысбека Манаповича по работе с уполномоченным по антикоррупционной политике.
• ГАООСЛХ высылает информацию, какие проекты ГЭФ были реализованы, какие проекты планируются, каковы процедуры выбора проектов.
• Общественный совет вместе с Председателем направляет любого члена ОС по желанию в качестве наблюдателя в работе ГЭФ
• ГАООСЛХ высылает информацию, о том, в какие комиссии входит Председатель ОС.
• ГАООСЛХ высылает информацию по Фонду охраны природы. Каким образом происходит выдача средств, как распределяются ресурсы, какие были проекты, каковы процедуры, как принимаются экологически значимые решения.
• Ырсалиев Б. высылает свой презентованный отчет о деятельности департамента лесных экосистем и ООПТ.
• Ырсалиев Б. высылает информацию, по каким местам уже посажены саженцы ореха, и по каким планируется.
• Ырсалиев Б. высылает информацию по лесхозам, на сколько изменилась площадь облесения с 1991 года
• ГАООСЛХ разрабатывает норматив, сколько га на человека должно приходиться лесхоз.
• Рустамов А.А. высылает копию письма, которое ГАООСЛХ направило в экоинспекцию.
• Отдел природопользования дает полный ответ с разъяснением всех полномочий по поводу дельфинария и передвижного зоопарка.
• В комиссию по отбору членов ОС осуществить донабор в ОС при ГАООСЛХ новых членов.
ПРОТОКОЛ № 6 заседания членов ОС при ГАООСЛХ
17 03 2016 г.
Повестка дня:
iv. Заслушивание плана мероприятий по реализации Указа Президента Кыргызской Республики от 2 февраля 2012 года УП № 26 «О Государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики и мерах по противодействию коррупции», постановления Правительства Кыргызской Республики от 30 августа 2012 года №596 «Об утверждении Программы и Плана мероприятий Правительства Кыргызской Республики по противодействию коррупции на 2012-2014 годы», а также о разработанных стандартах гос.услуг ГАООСиЛХ Докладчики - статс-секретарь ГАООСиЛХ Б.М.Абдиев . от ОС К.С. Молдогазиева
v. Заслушивание отчета департамента лесных экосистем и особо охраняемых территорий.
Докладчики: Директор Департамента лесных экосистем и особо охраняемых территорий ОРМОНОВ Адылбек Осконбаевич. От ОС Таштанбек Акималиев
vi. Разное ( По запросу о дельфинарии и другие вопросы) Альфия Насырова
ИТОГИ:
• Представители ГАООСЛХ официально сообщают обо всех планируемых мероприятиях всем членам ОС при ГАООСЛХ
• Официальная переписка между Госагентством ведется с Председателем ОС и секретарем ОС.
• ГАООСЛХ обобщит и подготовит ответы на все протоколы.
• ГАООСЛХ обеспечивает каждое заседание ОС помещением, техникой и канцелярскими принадлежностями.
• ГАООСЛХ высылает общественному совету доклад статс-секретаря
• ГАООСЛХ высылает план по антикоррупционной политике
• Муратов М предоставит общественному совету все материалы по предупреждению коррупции, тесно работает с ОС, проводит презентации, показывает, какая работа ведется Госагентством.
• Общественный совет делегирует Учкеева Рысбека Манаповича по работе с уполномоченным по антикоррупционной политике.
• ГАООСЛХ высылает информацию, какие проекты ГЭФ были реализованы, какие проекты планируются, каковы процедуры выбора проектов.
• Общественный совет вместе с Председателем направляет любого члена ОС по желанию в качестве наблюдателя в работе ГЭФ
• ГАООСЛХ высылает информацию, о том, в какие комиссии входит Председатель ОС.
• ГАООСЛХ высылает информацию по Фонду охраны природы. Каким образом происходит выдача средств, как распределяются ресурсы, какие были проекты, каковы процедуры, как принимаются экологически значимые решения.
• Ырсалиев Б. высылает свой презентованный отчет о деятельности департамента лесных экосистем и ООПТ.
• Ырсалиев Б. высылает информацию, по каким местам уже посажены саженцы ореха, и по каким планируется.
• Ырсалиев Б. высылает информацию по лесхозам, на сколько изменилась площадь облесения с 1991 года
• ГАООСЛХ разрабатывает норматив, сколько га на человека должно приходиться лесхоз.
• Рустамов А.А. высылает копию письма, которое ГАООСЛХ направило в экоинспекцию.
• Отдел природопользования дает полный ответ с разъяснением всех полномочий по поводу дельфинария и передвижного зоопарка.
• В комиссию по отбору членов ОС осуществить донабор в ОС при ГАООСЛХ новых членов.
ПРОТОКОЛ № 7 заседания членов ОС при ГАООСЛХ
г. Бишкек
01 04 2016 г.
i. Заслушать отчеты о проделанной работе начальника управления экологического мониторинга. Маматаиров Бекболот Кенешович, ( начальник управления экологического мониторинга)
ii. Ознакомление с механизмом взимания штрафов за природопользования, охоту на краснокнижных видов и лицензирование
Также в ходе заседания А.Аламановым был задан вопрос об эффекте, который дадут фотоловушки
Рекомендации Заседания:
iii. ГАООСЛХ даст обоснование по поводу того, какой эффект дадут фотоловушки.
iv. Рекомендовать директору госагентства вывести Управление экологического мониторинга в юридически самостоятельную подведомственную структуру для оптимизации работы.
v. Рекомендовать проведение ремонта 4-го этажа здания по адресу: ул. Байтик Баатыра, 34 для увеличения лаборатории и ввода закупленного ранее оборудования Управления экологического мониторинга.
vi. Начальник управления экологического мониторинга Маматаиров Бекболот Кенешович вышлет свой отчет по электронной почте Председателю и ответственному секретарю ОС.
vii. ГАООСЛХ дает данные по конкретным случаям несогласованной работы с госэкотехинспекцией (по конкретным объектам с датами и результатами) и рекомендации по улучшению взимодействия.
viii. Провести общественные слушания по межведомственному соглашения между ГАООСЛХ и госэкотехинспекцией. ( Или пригласить членов ОС ГЭТИ на заседание ОС ГАООСиЛХ)
ПРОТОКОЛ № 8
заседания членов ОС при ГАООСЛХ
14 июня 2016 года.
Повестка дня:
1.Заслушивание Отчета о расходовании средств специального счета Госагентства;
2. Мониторинг процедур назначения кадров, эффективности деятельности службы внутреннего аудита Мониторинг системы обучения и повышения квалификации сотрудников
3. Сохранение снежного барса в КР, методика исследования и охраны. (вопрос использования спутниковых ошейников, плюсы и минусы).
4. Вопрос об Сары Дюбинском лесничестве, Тюпского лесхоза, участке Иссык Кульского заповедника, Рамсарского участка вблизи сел Тогуз Булак и 3-я ферма (аренда арабами, с целью создания питомника хищных птиц и охотничьих угодий).
4. Об отстреле архаров в Сарычат-Эрташском заповеднике.
ИТОГИ:
• Представители ГАООСЛХ официально ответят на обращение жителей с сел Тогуз-Булак и Сары- Булун Тюпского района в десятидневный срок, и проинформируют население данных сел на сельском сходе.
• Отчета о расходовании средств специального счета Госагентства (РФОПи РЛО), заслушан и принят к сведению.
• Отчет о кадровой политике ГАООСиЛХ заслушан и принят к сведению.
• Заслушав докладчиков от ГАООСиЛХ и ОС, по вопросу использования телеметрии в исследовании барсов в КР, было принято решение об запрещении в дальнейшем данного метода для изучения животных. Необходимо предпринять меры по отзыву и аннулированию уже выданного разрешения.
• Вопрос по факту браконьерства в пределах Сарычат Ээрташского заповедника изучается и по завершению информация будет предоставлена ОС.
ПРОТОКОЛ № 9 заседания членов ОС при ГАООСЛХ
г. Бишкек
23.09.16
Повестка дня:
i Образование для Устойчивого развития, взаимодействие МОНКР и другими министерствами и ведомствами; основные индикаторы Программы и Плана Устойчивого развития по вопросам экобезопасности, энергоэффективности и энергосбережения;
ii Мониторинг расходования бюджетных средств, соблюдения законодательства при проведении государственных закупок;
iii О посещаемости заседаний ОС .
ИТОГИ:
• Рекомендовать дирекции ГАООСЛХ отразить в названии международного отдела центрального аппарата ГАООСЛХ Образование для Устойчивого развития»
• Дуйшенова Ж.К. вышлет в общественный совет адреса рассылок по ОУР.
• Госагентству расширить взаимодействие между международными организациями, неправительственными организациями и др. в области ОУР.
Чомоеву Ж.Б. , начальику отдела финансов , выслать отчет на электронную почту.
Все протоколы, а также отдельно итоги заседаний Общественного Совета ГАООСиЛХ, были посланы руководству ГАООСиЛХ КР для дальнейшего использования в их работе и учета рекомендаций ОС.
Дополнения члена Совета Таштанбека Акималиева:
Заслушав по плану мероприятий Общественного совета о проделанной работе подразделений ГАООС и ЛХ за 2016 г. Общественный совет рекомендует следующее: По Департаменту лесных экосистем и ООПТ.
1) Для проведения охраны леса от браконьерства и предотвращения пожара в пожароопасный период необходимо: Разработать нормативный документ, так как, 1 егерь, лесник охраняет территорию площадью наименьшее 2737га и наибольшее 6524га земли. Это физически не выполнима.
2) Недостаточное взаимодействие со структурными подразделениями. Для этого необходимо чтобы лесхозы, ГПЗ, ГПП отчитывались хотя бы по электронной почте.
3) Большое внимание уделить на приживаемость посаженных материалов и переводить культуры на лесом покрытую площадь.
4) Продолжить реформу в лесном секторе, проводимую департаментом и ГАООС и ЛХ с учетом Государственной политики по сохранению леса и увеличения лесом покрытой площади.
По ООПТ (заповедники, парки)
1) Для повышения эффективности и ответственности необходимо организовать Управление ООПТ и Эко. просвещения. Вернуть статус гос. служащих, директорам, зам. директорам заповедников и природных парков.
2) Повышать квалификацию сотрудников ООПТ.
3) Со средств РФОП профинансировать научную деятельность, эко. образование и др.
4) Организовать «пантовое» хозяйство.
5) Расселить благородного оленя (марала) в другие регионы Кыргызской Республики.
По Департаменту рационального использования природных ресурсов.
1) Усилить работу против браконьерства.
2) Проводить совместные мероприятия против браконьерства с ГИЭТБ, МВД, Пограничной и Таможенной службой.
3) Совместно с ГИЭТБ проконтролировать хозяйствующие субъекты занимающиеся иностранной охотой, мероприятия проводимые по подкормке в зимнее время копытных животных.
4) Проводить разъяснительные работы среди населения против браконьерства.
5) Для проведения достоверного учета численности копытных, необходимо проводить единовременный учет.
6) Улучшать материально-техническую базу в структурных подразделениях.
7) Реализовать планы на будущее разработанные Департаментом.
Управление экологического мониторинга.
Как известно, мониторинг окружающей среды включает в себя такие направления как: земля, вода, атмосферный воздух, растительный мир, животный мир, ледники и снежники, радиационный фон и т.д.
На данный момент управление работает только лабораторным анализом.
Для полноценного исполнения своих функциональных обязанностей и для проведения государственной политики Правительства КР ГАООС и ЛХ необходимо:
1) Разработать Закон «О государственном мониторинге окружающей среды» и подзаконные акты.
2) Организовать при Управлении аналитического отдела, и создать в этом отделе базу данных по всем направлениям.
3) Взаимодействовать с другими Министерствами и ведомствами для сбора информаций, так как, некоторые функции распределены в других ведомствах.
4) Проводить работы в тесном взаимодействии с ГИЭТБ.
Как известно коммуникабельность со стороны ГИЭТБ отсутствует.
Для выполнения прямых своих функциональных обязанностей администрации ГАООС и ЛХ необходимо обеспечить структурные подразделения материально-технической базой, решить финансовые вопросы необходимые для проведения тех или иных работ средствами Республиканского Фонда охраны природы. И если в наличие останется излишки денежных средств, то могут оказать помощь муниципалитетам по закупкам «Спец. техники» и содержания зоопарков.
ГАООС и ЛХ проводить хорошую работу в сфере сохранения биоразнообразия совместно с донорскими организациями, такими как ПРООН, ГЭФ и др. Но не всегда могут показать эту работу населению страны, в виду объективных и субъективных причин. Для улучшения взаимосвязи государственного органа с населением, положительного отзыва со стороны населения необходимо возобновить освещения по телевидению, получасовую программу хотя бы 1 раз в месяц всю ту проводимую работу которую проводят лесхозы, заповедники, природные парки и охот. хозяйства.
Принятый бюджетный кодекс создает определенные проблемы в работе лесхозов, заповедников и парков при планировании плана мероприятий на следующий год, из-за отсутствия финансовых средств так как, поступившие денежные средства за реализацию саженцев, аренды земель и т.д. уходят в Республиканский бюджет. И это отразится в дальнейшей работе вышесказанных организаций.
В связи с этим администрации ГАООС и ЛХ нужно обосновать и доказать Правительству КР о необходимости оставить заработанные средства в спец. счетах данных организаций.
ГАООС и ЛХ и ее структурные подразделения арендуют помещения. Арендуемое только один головной офис административного здания составляет 900 тысяч сомов в год.
Аппарату Президента КР необходимо передать с баланса на баланс ГАООС и ЛХ административное здание расположенное по улице Токтогула 228.
Это ведение Правительство КР.
Правительству КР необходимо исключить практику формирования штатов, для новообразованных природных парков, заповедников за счет действующих заповедников, природных парков, лесхозов, сокращая штатные единицы.
Денежные средства то что, платит ГАООС и ЛХ за аренду помещений могли бы идти на содержание штатных единиц новообразованных ГПП.
Отчет составила К.С. Молдогазиева, (с учетом дополнений членов ОС )
|
Отчет за 2016 год |
|
Консультативные функции |
Рекомендации: |
1) продвижение и обсуждение общественных инициатив |
|
2) содействие в подготовке и принятии качественных решений (НПА) |
|
3) повышение прозрачности и эффективности использования финансовых средств |
|
4) улучшение качества предоставляемых услуг |
|
Наблюдательные функции |
1) Участие в конкурсных, тендерных и иных комиссиях государственного органа |
|
2) Участие в иных мероприятиях, проводимых государственным органом |
|
|
добавлен: 2017-06-05 16:19:49 |
|
|
в данный момент мероприятия отсутствуют
27 июль |
: 720010, г. Бишкек, ул. Уметалиева 41. Малый конференц зал |
9 июль |
ГКИТиС КР, г. Бишкек, ул. Уметалиева 41 |
27 июнь |
720010, г. Бишкек, ул. Уметалиева 41 |
|
|
|
Предложения Общественного совета МЭФ по реформированию законодательства в сфере государственного социального страхования |
читать далее |
|