Кыргыз Республикасынын мамлекеттик органдарынын коомдук кеңештери
Общественные советы государственных органов Кыргызской Республики
Public Councils of State Bodies of the Kyrgyz Republic
 


Отчет ОС Министерства здравоохранения Кыргызской Республики по результатам деятельности в 2015-2017 годах

добавил(а) Аманбаева
Отчет ОС Министерства здравоохранения Кыргызской Республики
по результатам деятельности в 2015-2017 годах
Состав Общественного наблюдательного совета Министерства здравоохранения Кыргызской Республики формировался с учетом профессиональных качеств кандидатов, а также гражданской позиции, общественной значимости и авторитета в профессиональной среде, их опыта работы в сфере здравоохранения. В их числе представители профессионального сообщества, молодые врачи, сообщества предпринимателей, общественных организаций и объединений, профсоюзных организаций. С 2015 по 2016 годы в Общественном совете Минздрава КР осуществляли свою деятельность 9 членов: Султангазиев Айбар Турдубекович (Председатель совета), Жумакулова Бактыгул Темирбековна (секретарь), Жайлообаева Азима Турусбековна, Байсалов Мирбек Казиевич, Лавриненко Светлана Петровна, Малабекова Жылдыз Уркалымовна, Насиров Вадим Аллаярович, Ниязова Джылдыз Шайлообековна, Огонбаева Лола Бакытовна. Общественный наблюдательный совет Министерства здравоохранения Кыргызской Республики (Далее ОНС) осуществляет свою деятельность в сфере общественного мониторинга деятельности учреждений здравоохранения, усиления участия в разработке, обсуждениях и исполнении нормативно-правовой базы системы здравоохранения, анализ финансирования системы здравоохранения, мониторинг исполнения антикоррупционного плана МЗ и формирование механизмов деятельности Общественных советов. В период с 2015 по 2016 годы в соответствии с планом работы проведено 28 заседаний ОНС, на которых рассматривались следующие вопросы: • О закупках лекарственных средств, медицинских материалов и оборудования на республиканском и местном уровнях и их распределение. • О качестве предоставляемых услуг в учреждениях здравоохранения. • О сборе информации по случаям непредоставления гарантированного лечения. • Об участии в разработке новых национальных и государственных программ в сфере здравоохранения (ВИЧ, ТБ, гепатит, онкология, материнство и детство, электронное здравоохранение). • О разработке рекомендаций в проект закона «О лекарственных средствах», «Об изделиях медицинского назначения». • Об инициации вопросов по расширению финансирования здравоохранения с 2,7% ВВП до 4%. • О вопросах по финансированию программ в сфере ВИЧ, ТБ, ВГС, онкологии, заболеваниям почек. • Об инициации вопросов по увеличению заработных плат медицинским работникам.
Отчет за 2017 год
 
Консультативные функции
Рекомендации:
1) продвижение и обсуждение общественных инициатив
ОС принимал участие в пересмотре антикоррупционного плана МЗ. Разработаны и даны рекомендации по прозрачности портала электронных государственных закупок. Совет обороны КР по результатам мониторинга исполнения антикоррупционного плана МЗ КР поставил оценку «слабая» за исполнения мероприятий по борьбе с коррупцией. По вопросам противодействия коррупции и текущего законодательства в сфере здравоохранения ОС даны следующие рекомендации и меры по противодействию коррупции при проведении закупок: • Обязательное сопоставление цен на международном рынке при проведении тендеров; • Расширение присутствия аналогов ЛС, занимающих монопольное положение; • Создание Попечительских советов при мед. учреждениях, наблюдающих за прозрачностью закупок (Закон КР «О попечительских советах»); • Доработка электронного портала закупок; • Внесение изменений в закон «О гос.закупках» допускающих закупки на международном рынке и через международные организации. Кроме того, в целях недопущения нарушений конституционных прав граждан и гражданских прав медицинских работников, унижающих их человеческое достоинство, ОС по поводу приказа Министерства здравоохранения, запрещающим всем медицинским учреждениям, их руководителям и сотрудникам, предоставлять информацию для СМИ без согласования с пресс-центром МЗ, обратилось в адрес Президента Кыргыской Республики с просьбой отменить данное указание, которое в последствии была удовлетворена.
2) содействие в подготовке и принятии качественных решений (НПА)
ОС проведен анализ доступности лекарств по социально-значимым заболеваниям (ВИЧ, ТБ, онкология, гепатиты, заболевания почек). Направлено письмо о включении препаратов в Положение о ПЖВЛС (МЗ) Принято участие в разработке нового клинического протокола по лечению гепатитов Исследование доступности лекарственных средств затрагивало вопросы регистрации лекарственных средств, сравнение перечня жизненно-важных лекарственных средств ВОЗ и национального перечня, включение рекомендованных ВОЗ лекарств в национальные клинические протоколы, наличие лекарственных средств на рынке от различных производителей. Данное исследование показало следующие барьеры: - Отсутствие препаратов для лечения ВИЧ (6), ТБ (12), ВГС (7), онкологической патологии (30) и профилактика отторжения трансплантата (3); - Отсутствие ЛС в Государственном Реестре лекарственных средств, разрешенных к применению в Кыргызской Республике для лечения ВИЧ инфекции (9), ТБ (11), ВГС (4), для лечения онкологической патологии (15) и для профилактики отторжения трансплантата (2) -не разработаны клинические протокола для лечения ВГС, по ведению пациентов с трансплантированными органами, по онкозаболеваниям; -стоимость препаратов на рынке значительно превышает, чем на американском или европейском рынках - Значительно завышены цены на ЛС как в розничной сети, так при электронных закупках в связи с тем, что отдельные лекарства занимают монопольное положение, Отсутствие клинических протоколов создает сложности проведения мониторинга, соответствия национальным требованиям лечения со стороны компетентных органов и позволяет медицинским работникам манипулировать схемами лечения, назначая более дорогостоящие препараты. Отсутствие в ПЖВЛС тех или иных лекарственных средств ограничивает возможность проведения государственных закупок, а также снижает мотивацию компаний-поставщиков приходить на рынок Республики. На основании данного исследования ОС подготовлены рекомендации по формированию нового ПЖВЛС, по разработке новых клинических протоколов и направлены в соответствующие органы КР. Утверждены следующие НПА: • новое Положение о перечне ЛС. (МЗ) • Новый клинический протокол по лечению гепатитов • три клинических протокола по онкозаболеваниям.
3) повышение прозрачности и эффективности использования финансовых средств
ОС выявлены грубейшие нарушения при проведении закупок Национальным центром фтизиатрии КР (Далее НЦФ). Направлены обращения в мае 2015 года к Президенту КР, премьер-министру КР, депутатам ЖК КР, Совет Обороны КР. В 2015 году по результатам ОС проведенного анализа закупок в НЦФ были выявлены следующие нарушения: 1. Закупки противотуберкулезных препаратов 1-го ряда, осуществленных в 2015 году, проведены с грубым нарушением и предполагают факты коррупции при проведении закупок. 2. Государству нанесен значительный ущерб в результате списания противотуберкулезных препаратов 2-го ряда (циклосерин) на общую сумму предположительно на 300 тыс.долларов, приобретенных на выделенные Кыргызской Республике средства Глобального Фонда. По данным вопросам были начаты проверки со стороны ГСБЭП, 5-го управления МВД, результаты которых были переданы впоследствии в Генеральную Прокуратуру КР. ОС проведен анализ регламента клинических исследований лекарств и обнаружен факт незаконного клинического испытания противотуберкулезного «лекарства» ФС-1 на территории Кыргызстана. В стране проводятся клинические испытания лекарства под названием ФС-1 на больных туберкулезом. Данное «лекарство» не имеет каких-либо рекомендаций от ВОЗ и других признанных медицинских организаций, не включено в национальный клинический протокол и не может быть использовано на территории страны. Вызывает большое сомнение правомочность применения такого лекарства. ? В «разрешении на испытания» – 5 фальсификаций; ? ФС-1 зарегистрирован в Казахстане только в мае 2015 года, а испытания в КР начались в марте 2014 года. ? ФС-1- завозился контрабандным путем. Факт пересечения таможни отсутствует. ? НЦФ не имея аккредитации на проведение клинических исследований, проводил их. ? В республиканском лекарственном реестре препараты йода (ФС-1) противопоказаны при туберкулезе. ? Двое больных, участвовавших в испытании, умерли. Факты смерти были сокрыты и не сообщены в МЗ. Направлены обращения в адрес Президента КР, премьер-министра КР, депутатов ЖК КР, Совет Обороны КР. Данное обращение получило широкий общественный резонанс и тематика обращения в течение длительного времени освещалось в различных СМИ, особенно в части проведения клинических испытаний ФС-1. Генеральной Прокуратуры КР возбуждено уголовное дело по факту проведения незаконного клинического испытания ФС-1, и продолжается по настоящее время. ОС проведен анализ финансирования здравоохранения Правительство Кыргызской Республики в соответствии со среднесрочным прогнозом бюджета (СПБ), утвержденным Постановлением Правительства КР от 08.07.2014 г. № 376, на 2016-2018 гг. приняло на себя обязательства о финансировании здравоохранения на уровне (за вычетом инвестиционных расходов) не менее 13 % от общих расходов государственного бюджета. В 2016 году финансирование здравоохранения сокращено на 770 млн.сомов по сравнению с 2015 годом. В 2017 году планируется сократить еще 370 млн.сомов по сравнению с 2016 годом. При этом: должно составлять 13% от общих запланированных расходов бюджета. 13% составят 19,5 млрд.сомов. фактически предусмотрено 13,9 млрд.сомов. дефицит составляет 5,6 млрд.сом. Здравоохранение недофинансировано почти на 30%. Данный анализ показывает, что государство не выполняет свои обязательства в полном объеме по обеспечению доступности лечения.
4) улучшение качества предоставляемых услуг
ОС проведен анализ НПА в сфере допуска лекарств на рынок. (Положение о перечне, технический регламент ДЛО) В настоящее время организации здравоохранения и население КР испытывают острую необходимость в незарегистрированных жизненно-важных лекарственных средств. В связи с ограниченным объемом отечественного фармацевтического рынка заводы-производители ЛС не имеют заинтересованности в их регистрации в Кыргызской Республике. В 2015-2016 гг. на рынок 9 раз допускались ЛС без регистрации на основании Приказа МЗ без решения комиссии, члены которого не знали, что они в составе комиссии. Часть из ЛС не соответствовала критериям качества. Согласно ст.35 Закона Кыргызской Республики «О лекарственных средствах» ЛС могут производиться, продаваться и применяться на территории КР, если они зарегистрированы или внесены в Перечень лекарственных средств, разрешенных к ввозу и применению в медицинской практике на территории КР уполномоченным государственным органом КР в области здравоохранения. ОС разработано и предложено сформировать новый Перечень лекарственных средств, разрешенных к ввозу и применению в медицинской практике на территории КР. Так Председатель ОС включен в состав Комиссии по формированию вышеуказанного Перечня. Утверждено «Положение о формировании Перечня лекарственных средств, разрешенных к ввозу и применению в медицинской практике на территории КР»
Наблюдательные функции
1) Участие в конкурсных, тендерных и иных комиссиях государственного органа
ОС оказано содействие в определении состава Национального лекарственного комитета с участием общественных организации и ОС (МЗ) В связи с тем, что перечень жизненно-важных лекарственных средств не обновлялся с 2012 года и многие важные лекарства не зарегистрированы на территории страны, некоторые занимают монопольное положение, что приводит к повышению цен при государственных закупках и ограничению доступности лекарств, ОС была проведена работа по включения представителей Общественного Совета МЗ КР в состав Национального лекарственного комитета МЗ КР. ОС разработаны и даны рекомендации в проект нового закона «О лекарственных средствах» в адрес Правительства КР Основным нормативным документом, регулирующим сферу обращения лекарственных средств является Закон КР «О лекарственных средствах», на основании которого Правительство КР реализует Программу по развитию сферы обращения лекарственных средств в Кыргызской Республике на 2014-2020 годы . Главной целью государственной лекарственной политики является обеспечение доступности жизненно важных, безопасных, эффективных и качественных ЛС для граждан Кыргызской Республики и их рациональное использование. В связи с чем, ОС разработаны и даны рекомендации в проект нового закона «О лекарственных средствах» в адрес Правительства КР Утвержден Президентом КР новый закон «О лекарственных средствах» В настоящее время представители общественного совета МЗ КР включены в тендерные комиссии по закупке имунносупрессоров, препаратов для гемодиализа, противотуберкулезных препаратов.
2) Участие в иных мероприятиях, проводимых государственным органом
ОС принимал активное участие в разработке новых государственных программ по ВИЧ, ТБ, гепатитам В связи с сокращением донорских средств на программы профилактики и лечения ВИЧ и ТБ ОС разработан и направлен в МЗ КР «Национальный план поэтапного перехода на государственное финансирование программ в сфере ВИЧ-инфекции». Данный план является частью Государственной программы по преодолению ВИЧ-инфекции в Кыргызской Республике на 2017-2021 годы. Государственная программа по стабилизации эпидемии ВИЧ-инфекции в Кыргызской Республике на 2012-2016 годы уже завершена. Разработан «Национальный план поэтапного перехода на государственное финансирование программ в сфере ВИЧ-инфекции» Также Общественный совет МЗ направил обращение по усилению коррупционных рисков, связанных с отменой конкурсных отборов руководителей первичных учреждений и нарушающих п.72 антикоррупционного плана МЗ.
добавлен: 2017-09-19 09:04:57