https://www.akchabar.kg/article/opinion/megacom-epic-fail/ (статья от 12 июня 2017 года)
MegaПроблема: продать за полцены или выбрать частичную приватизацию?
Завершилась очередная неудачная попытка продать принадлежащие государству 100% акций ЗАО «Альфа Телеком» (бренд MegaCom). На третьем аукционе Фонд по управлению государственным имуществом (ФУГИ) продавал госпакет со значительным дисконтом от первоначальной оценочной цены. Дальнейшие попытки реализовать акции через один аукцион и в одни руки могут привести к риску продажи сотового оператора в полцены от его рыночной стоимости. Однако, по мнению члена Общественного совета ФУГИ Алиаскара Тургунбаева, есть другой вариант приватизацииMegaCom, при котором государство сможет продать акции без снижения их оценочной стоимости.
Этот вариант специально для «Акчабара» озвучил Алиаскар Тургунбаев – консультант по государственно-частному партнерству (ГЧП), член Общественного совета ФУГИ, кандидат экономических наук, выпускник магистратуры Университета Хитотцубаши (Токио).
Из-за отсутствия заявок ФУГИ в третий раз не смог продать принадлежащие государству 100% акций ЗАО «Альфа Телеком». Аукцион планировалось провести 5 июня со стартовой стоимостью 13.5 млрд сомов. Во второй попытке продажи объект выставлялся со стартовой стоимостью 14 млрд 255 млн. В первую попытку акции выставлялись со стартовой стоимостью 19 млрд.
С каждой попыткой продажи понижалась стартовая стоимость объекта, то есть ФУГИ в целях пополнения бюджета страны готов выставить объект со стартовой ценой ниже ее оценочной стоимости, при том, что данный объект приносит ежегодную чистую прибыль в размере 2 млрд сомов, а в качестве дивидендов компания перечислила в бюджет 6 млрд 606 млн за последние 5 лет, или ежегодно в среднем по 1 млрд 320 млн.
Так как бюджет государства дефицитный, а внешний долг приближается к 60% от ВВП, правительство наверняка найдет дальнейшие пути продажи пакета акций сотового оператора. Что делать дальше: в очередной раз выставлять на продажу с очередным понижением стартовой цены?
В Кыргызстане немало примеров продажи объектов с понижением начальной цены (т.е. оценочной стоимости). Один из них – реализация госпакета акций ОАО «Карабалтинский горнорудный комбинат» (предприятие по переработке урана). Госдоля в компании в размере 72.28% выставлялась на продажу несколько раз со стартовой ценой 155 млн сомов за пакет акций. Однако заявок от потенциальных инвесторов не поступало до тех пор, пока объект не выставили на продажу без установления начальной цены. В конечном итоге пакет акций продали за 69 млн сомов.
Есть еще пример неудачной реализации одного национализированного объекта. В 2011 году ФУГИ продавал 100% госдоли ОсОО «Петрол Групп», владеющего девятью автозаправочными станциями «БНК» и пятью земельными участками. По итогам состоявшегося 17 октября этого же года аукциона победителем признали ЗАО «БНК», предложившее наибольшую сумму за объект – 1.555 млрд сомов. При этом стартовая цена была в 13 раз меньше – 123.189 млн. Но представители компании отказались покупать объект и сорвали результаты аукциона. После этого ФУГИ признал победителем ОсОО «Бишкек Ойл», предложившее во время аукциона на 5 млн меньше, чем конкурент. Однако и эта компания также в дальнейшем отказалась от приобретения объекта.
После, в декабре 2011-го, национализированное ОсОО выставили на повторный аукцион, где победителем стало физическое лицо. В итоге национализированный объект приобрели в 11 раз меньше суммы, предложенной на первом аукционе, – за 137 млн сомов.
В дальнейшем Антикоррупционная служба Госкомитета национальной безопасности (АКС ГКНБ) установила, что после реализации имущество ОсОО «Петрол Групп» было распределено победителем аукциона между тремя компаниями, участвовавшими в нем. Согласно данным АКС ГКНБ, это могло свидетельствовать о сговоре в целях приобретения национализированного имущества по минимальной стоимости.
Таким образом, при продаже объектов не стоит исключать возможность сговора среди участников аукциона, желающих приобрести акции.
Кроме очередной попытки продажи по заниженной цене, ФУГИ может найти стратегического инвестора и продать по «стратегической цене» методом прямой продажи. Но этот метод исключает элемент конкуренции за право владения компанией, соответственно объект может быть продан по невыгодной цене, а правительству нужны средства для покрытия расходов на государственные нужды. Если власти желают значительно пополнить бюджет, вариант продажи прямым методом нужно исключить.
Как попытаться продать по достойной цене, ведь в нашей экономической ситуации уже каждый тыйын должен быть на счету?
Для начала попытаемся найти причины, по которым наблюдается низкая заинтересованность покупателей на пакет акций ЗАО «Альфа Телеком». Это может быть связано с:
-отсутствием капитала у местных инвесторов для приобретения особо крупных объектов;
-внешние инвесторы берут в учет будущие риски.
Возможно, инвесторы опасаются, что, купив 100% госпакета акций национализированной компании, они могут остаться один на один с рисками, связанными с возможным оспариванием прав собственности со стороны прежних собственников, владельцев акций до 2010 года. Также не следует забывать о скандалах вокруг организации.
Исходя из этого, потенциальному инвестору было бы предпочтительнее уменьшить или поделить риски с другими новыми собственниками, в том числе и с государственным. В этой связи в лучшем случае рекомендуется сохранить государственную долю акций в размере 51% (контрольный пакет), и тогда правительство КР будет иметь свое влияние в корпоративном управлении и развитии компании. В худшем случае необходимо оставить хотя бы 40% пакета простых акций в государственной собственности. Данный пакет имеет весомое значение при принятии определенных решений на общем собрании акционеров, так как в соответствии с Законом «Об акционерных обществах» многие решения принимаются двумя третями голосов от общего числа голосующих акций, и это дает возможность влиять на управление обществом по некоторым вопросам.
Таким образом, для решения определенных вопросов, вынесенных на собрание акционеров, согласие владельца 40% голосующих акций является обязательным.
Параллельно с этим мера по сохранению госпакета акций в организации будет благоприятствовать зарубежным и местным инвесторам в приобретении национализированных объектов. Наличие госпакета акций в данных компаниях могло бы служить психологическим облегчением для инвестора, который в случае судебных споров с прежними собственниками будет делить риски с правительством республики.
Можно выделить следующие барьеры и риски, препятствующие продаже акций по выгодной цене:
1) Низкая заинтересованность покупателей, которая может быть связана со следующими причинами: а) отсутствие капитала у местных инвесторов для приобретения крупного объекта; б) возможно, что внешний инвестор пока боится остаться один на один с рисками по возможным судебным разбирательствам с прежними собственниками национализированного объекта;
2) В продажах таких крупных объектов, тем более национализированных, участники аукциона могут договориться друг с другом, сорвав его, и в итоге приобрести по заниженной цене.
Для решения двух обозначенных проблем и рисков, возможно, стоит попытаться сделать следующее:
1) Оставить в госсобственности 40% простых акций, а лучше и 51% пакета акций;
2) Важно реализовать остальную долю в нескольких лотах (по 1%, 3%, 5%, 10%, 15% и т. д.), тем самым предоставив право выбора населению и крупным инвесторам.
Рекомендую ФУГИ совместно с Министерством экономики рассмотреть и внедрить (посредством внесения дополнения в нормативно-правовые акты по приватизации для утверждения ее нового метода) новый для Кыргызстана метод приватизации в дополнение к традиционному аукциону — «последовательный аукцион», который продуктивно использовался в Чехии и Словакии.
Данный метод содержит в себе эффективный механизм максимизации доходов от продажи государственного пакета акций и является наилучшим по сравнению с традиционным аукционом по следующим аргументам.
В разовой продаже пакета акций, т.е. одним блоком (в случае с акциями ЗАО «Альфа Телеком» он составляет 100%), право управления компанией может быть передано инвестору по меньшей цене, чем в последовательном аукционе. Это объясняется тем, что при продаже пакета акций в несколько этапов малыми долями (1%, 5%, 10% и т.п.) аукцион создает условия для конкуренции среди его участников, позволяя правительству получить больше дохода по сравнению с разовым аукционом.
Крупные инвесторы в погоне за контролем над компанией будут вести агрессивную политику по предложению цены за объект с первого этапа аукциона до получения контрольного пакета акций. В то же время на следующих этапах они столкнутся с такой же агрессивной политикой повышения стоимости со стороны других участников аукциона, кроме таких же крупных инвесторов, еще и мелких, проигравших в предыдущих этапах.
При продаже данного объекта в нескольких лотах (1%, 5%, 10% и т.п.) есть шанс у мелких инвесторов получить свою долю «пирога» и довольствоваться определенными дивидендами. Таким образом увеличивается число участников аукциона.
Последовательный аукцион стимулирует инвесторов участвовать агрессивно во всех его этапах как за право контроля компанией, так и за право получения дивидендов от малой доли. Соответственно государство получит больше дохода от аукциона таким методом по сравнению с продажей одним лотом. Различными исследованиями, проведенными по приватизации в Чехии и Словакии, признано, что проведение последовательного аукциона на пакет акций является определяющим фактором при формировании реальной рыночной стоимости и лучшим средством для получения наивысшей приватизационной цены.
В заключение хотелось бы отметить, что использование данного метода решает три задачи:
1) Привлечет доходы населения страны (возможно, капитал наших мигрантов инвестируют в акции компании): в нынешней ситуации мелкие предприниматели, рядовые граждане не имеют возможности инвестировать в крупные пакеты акций в связи с отсутствием капитала. Продажа 100% доли в крупной компании одним лотом привлекает только крупных инвесторов с большим капиталом, а инвестор с ограниченным капиталом является аутсайдером. Для их вовлечения необходимо продавать объект в нескольких лотах и малыми долями (по 1%, 3%, 5%, 10% и т.п.). Это даст шанс мелким внутренним инвесторам, сделав вложение, повышать свое благосостояние дивидендами.
2) Максимизирует продажную цену: Сталкивая интересы крупных и мелких инвесторов, повысится уровень конкуренции среди участников: мелкие инвесторы поборются за право получения доходов от дивидендов, а крупные – за право управления компанией. От такой продажи и конкуренции государство получит больше дохода по сравнению с продажей 100% акций одним разом.
3) Повысит уровень здоровой конкуренции в корпоративном управлении компании.
Помимо отмеченных положительных сторон, очевидно, что такой аукцион, увеличивая число участников с разным уровнем интересов и капитала, снижает вероятность сговора между участниками приватизации, желающими приобрести акции. В этой связи метод последовательного аукциона рекомендуется использовать также и для других объектов, выставляемых на продажу.
|