Кыргыз Республикасынын мамлекеттик органдарынын коомдук кеңештери
Общественные советы государственных органов Кыргызской Республики
Public Councils of State Bodies of the Kyrgyz Republic
 


Как провести успешную реформу в системе образования Кыргызстана?

добавил(а) Администратор

                                                                                                                                             Ноокатбек Идрисов, член Общественного совета Министерства экономики КР

В настоящее время в мире насчитывается около 240 стран. Если не брать в счет некоторые богатые нефтью страны, уровень жизни людей в странах мира напрямую зависит от уровня их образования: чем выше уровень образования в той или иной стране, тем выше уровень жизни граждан, и наоборот. В качестве мерила уровня жизни людей в странах мира можно использовать уровень внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения. Например, Кыргызстан по уровню ВВП на душу населения в прошлом 2015 году занимал довольно низкое 183 место среди 229 стран мира[1].

К сожалению, в постсоветский период – период 25 летней независимости страны - уровень образования в Кыргызстане значительно снизился. Причины этому - общеизвестны, вот лишь некоторые из них:

-        недостаточное финансирование учреждений образования (в основном финансируется только заработная плата, которой не хватает для достойной жизни преподавателей), слабая материальная база школ и университетов (далее – учебных заведений);

-        нехватка учителей;

-        низкая квалификация значительной части преподавателей;

-        низкое качество и нехватка учебников; 

-        коррупция (купля-продажа оценок и дипломов);

-        низкий уровень организации в системе образования, применение неэффективных мер;

-        и другие.

Кыргызстан несколько лет подряд занимал последнее место в одном из мировых рейтингов по уровню образования.[2] К сожалению, уровень образования в стране продолжает снижаться и если не предпринять кардинальных мер, последствия могут быть плачевными, - страна постепенно может превратиться  в одну из беднейших стран мира, которая не способна обеспечить свою безопасность, где царствуют коррупция, нищета, несправедливость и криминал.

Для исправления ситуации нужно незамедлительно провести эффективную реформу в системе образования, которая приведет к росту уровня образования и продвинет Кыргызстан в мировом рейтинге по уровню образования в передовые места.

Предлагаемый способ реформирования системы образования состоит из трех компонентов:

1) улучшение учебного материала, то есть содержания учебников, которые изучают школьники и студенты (далее - учащиеся) в учебных заведениях,

2) создание независимой от учебного заведения, объективной системы оценки знаний учащихся по каждому предмету по итогам каждого полугодия и учебного года,

3) изменение системы оплаты труда преподавателей и руководителей учебных заведений на новую, которая будет постоянно стимулировать их усилия на качественное обучение учащихся.

Ниже изложены описания каждого из этих компонентов.

 

1.    Улучшение учебного материала

 

Разработка учебников нового типа

Давайте зададимся вопросом: соответствуют ли наши учебники современным требованиям; насколько они составлены правильно; все ли из того, что в них написано нужно гражданину в его последующей жизни? Существует множество оснований для сомнения в этих вопросах.

Например, всем известна справедливая критика Президента страны относительно учебников по кыргызскому языку: по которым невозможно выучить кыргызский язык, они составлены бессистемно, сложным не доступным для детей (и даже взрослых) языком. Скорее всего, эти учебники были написаны кем-то наспех, опубликованы, рекомендованы для обучения детей, но не прошли проверку на пригодность.

Другой пример: в учебниках по математике для старших классов превалируют элементы высшей математики, а также сложные материалы, которые далее в последующей жизни не применяются абсолютным большинством граждан (например: синусы, косинусы, тангенсы, интегралы и т.п.). Безусловно, эти знания нужны инженерам, конструкторам, астрофизикам и ряду других профессий, но для них можно было бы открыть в каждой из 7 областей страны специализированные школы с углубленным изучением предметов по тем или иным направлениям, например, математики (по типу школы №61 г. Бишкек - одной из самых лучших школ страны), физики, химии и других предметов. Для общей массы учеников нужно предлагать для изучения только такой материал, который может пригодиться им в их дальнейшей жизни на практике, а сложные темы нужно предлагать изучать только в специализированных школах с определенным уклоном. При этом следует признать, что проводить специальные исследования для определения того, какие предметы нужно преподавать в учебных заведениях и что должно быть в учебниках,  - у такой маленькой страны как наша не хватит сил и средств. В связи с этим, в этом вопросе было бы рациональнее использовать опыт развитых стран. Было бы замечательно нам разработать новые учебные программы, учебные планы и учебники с учетом опыта 4-5 передовых стран, которые занимают верхние строки в мировом рейтинге по уровню образования, а также самых сильных развитых стран мира (далее – передовые страны).

Безусловно, реализация такой задачи потребует колоссальных усилий и средств. Государство в одиночку не справится с этой задачей, здесь нужно задействовать, мобилизовать широкие массы заинтересованных сторон: активных граждан, организации гражданкого общества, международные организации, международные фонды по развитию образования (например, Фонд Билла и Мелинды Гейтс – финансирующий проекты по  развитию образования и здравоохранения по всему миру), техническую помощь других развитых стран. Для реализации такой задачи Министерство образования должно инициировать создание целого комплекса специальных комиссий и рабочих групп:

-        одна комиссия могла бы работать на постоянной основе над обновлением школьных программ,

-        несколько других комиссий могли бы работать над обновлением учебных планов университетов и средних специальных учебных заведений,

-        десятки других комиссий могли бы работать над обновлением учебников по различным предметам.

Например, Комиссия по обновлению учебников по математике (куда войдут, к примеру, от 10 до 20 лучших учителей, ученых, представителей общественных советов, организаций гражданского общества, родительских комитетов, международных и других организаций, которые готовы поработать в этом направлении на общественных началах) внимательно изучит учебники по математике 4-5 самых передовых стран. Если будет необходимо, представители Комиссии съездят в эти страны для изучения их опыта, наладят сотрудничество с коллегами в этих странах, и далее Комиссия в течение нескольких лет (создав несколько рабочих групп, авторских коллективов) составит обновленные учебники по математике с 1 по 11 классы (11 взаимосвязанных учебников), а также учебники по математике для университетов и других учебных заведений, с учетом наилучшего мирового опыта, с соблюдением всех требований по авторским правам.

Аналогичным образом параллельно обновляются все учебники по всем другим предметам, включенным в школьную программу, учебные планы университетов и средних специальных учебных заведений. Составители каждого учебника также должны будут разработать комплекс тестовых заданий, которые позволять объективно и эффективно проверять освоение учащимися учебного материала по данному учебнику.

Далее можно предусмотреть создание механизма ежегодного улучшения обновленных учебников (чтобы их содержание по истечении  времени не устарело): после окончания каждого учебного года, в июне, каждая Комиссия будет принимать и рассматривать предложения родителей, учителей, экспертов и иных лиц по улучшению той или иной темы учебника. Например, родители, когда помогают своим детям выполнять домашние задания, увидев сложно изложенное разъяснение той или иной темы в учебнике, могут составить другое более простое и ясное разъяснение данной темы и передать новый, улучшенный способ изложения Комиссии. Также учитель, эксперт или любой гражданин может предложить по любой теме того или иного учебника лучшее более доступное, ясное, понятное разъяснение. Комиссия рассмотрит каждое предложение и включит в соответствующий учебник такие предложения, которые улучшат учебник. Для поощрения регулярного улучшения учебников, нужно учредить ежегодные премии. Члены Коммиссий также сами должны ежегодно мониторить изменения, вносимые в соответствующие учебники  передовых стран и, если в них будут ценные обновления, - предлагать аналогичные изменения в учебники нашей страны (с соблюдением всех требований по авторским правам).

 

Электронные учебники, видео и аудио лекции

На сайте Министерства образования страны по всем классам, курсам и предметам должны быть размещены следующие учебные материалы:

1)   Электронные варианты обновленных учебников.

2)   Виде и аудио лекции по каждой теме учебника (прочитанные самыми лучшими преподавателями страны, отобранными на конкурсной основе путем оценки освоения их лекций пилотными классами и группами).

3)   Учебные пособия, брошюры, схемы, видеофильмы,  мультфильмы, инфографики и любые другие материалы, которые облегчат понимание каждой темы каждого учебника. Например, видеофильм по астрономии, где можно было бы увидеть как наступают день и ночь, происходит смена времен года (в том числе о том, почему в некоторых странах мира наступает лето, когда в остальной части Земного шара наступает зима). Если ученики увидят этот фильм, то у них будет более точное и ясное понимание о планете Земля и солнечной системе.

4)   Тестовые задания по каждому предмету, для самопроверки учащимися своих знаний в любое время.

Министерству образования страны нужно разрешить использование учащимися планшетов, ноутбуков, электронных книг и других аналогичных электронных средств. Данная мера разрешит существующие проблемы с нехваткой учебников в стране: вместо приобретения бумажных вариантов учебников, учащиеся будут скачивать с сайта Министерства образования электронные тексты учебников, видео лекции и учебные пособия. В настоящее время часть учащихся уже имеют планшеты, ноутбуки и электронные книги, к тому же их стоимость дешевеет с каждым днем и по истечении небольшого промежутка времени они станут доступными для всех.

Вышеуказанные меры создадут условия для эффективного освоения учащимися учебного материала и получения хороших знаний. Например, учащиеся, которые пропустили занятия в связи с болезнью или по другим причинам, получат возможность легко догнать класс используя видео лекции и электронные учебники, размещенные на сайте Министерства образования.  

В отдаленных селах, где нехватает учителей по тем или иным предметам, можно будет проводить уроки по этим предметам с использованием видео лекций, транслируемых через  проектор, большие мониторы или иные средства.

 

2.    Создание независимой, объективной системы оценки знаний учащихся

Одной из существенных проблем системы образования страны является необъективная оценка знаний учащихся преподавателями учебных заведений, что создало условия для возникновения тотальной коррупции в университетах, когда часть студентов, которые фактически не учатся и не имеют достаточных знаний, покупают положительные оценки у коррумпированных преподавателей.

Для разрешения данной проблемы и создания новой объективной системы оценки знаний учащихся Министерству образования необходимо создать новую независимую от учебных заведений систему оценки. Как Вы знаете, в настоящее время Общереспубликанское тестирование (ОРТ) знаний выпускников школ по заказу Министерства образования проводит независимая организация Центр оценки в образовании и методов обучения (ЦООМО), которая имеет безупречную репутацию и пользуется доверием граждан. К счастью, при оценке знаний в рамках ОРТ - коррупции нет. Создание новой системы объективной оценки знаний учащихся предполагает тестирование знаний учащихся по каждому предмету по итогам каждого полугодия и учебного года независимой от учебных заведений частной или международной тестирующей организацией, нанятой Министерством образования на конкурсной основе на основе договора. Например, тестированием может заниматься организация типа ЦООМО, территориальные подразделения которой будут созданы в каждом районе страны. Ежегодно в конце каждого полугодия и учебного года данная организация в специально оборудованных (компьютерами для тестирования, видеокамерами для записи хода тестирования) зданиях будет проводить тестирование учащихся всех учебных заведений и выставлять им оценки по пятибалльной шкале. Данная оценка будет отражена в аттестате или вкладыше диплома об окончании учебного заведения учащегося. Тестирующая организация должна после каждого тестирования определять и публиковать на сайте Министерства образования:

-     среднюю оценку учащихся класса по тому или иному предмету,

-     среднюю оценку учеников или студентов каждого преподавателя по тому или иному предмету,

-     среднюю оценку успеваемости учебного заведения по всем предметам.

По результатам тестирования, в зависимости от полученных оценок, Министерство образования и руководство страны должны принимать соответствующие решения:

1)      устанавливать соответствующую оплату труда преподавателям и руководителям учебных заведений,

2)      составлять рейтинги «лучших учителей», «лучших школ», «лучших университетов» (в зависимости от среднего балла учащихся),

3)      поощрять «лучших учителей», руководителей «лучших школ» и «лучших университетов»,

4)      увольнять учителей, руководителей учебных заведений, а также закрывать учебные заведения, если их средние баллы будут ниже установленного порога.

 

3.    Применение новой системы оплаты труда преподавателей и

руководителей учебных заведений

Необходимо изменить систему оплаты труда преподавателей и руководителей учебных заведений на новую, которая будет постоянно стимулировать их усилия на качественное обучение учащихся.

 

Новая система оплаты труда преподавателей

Заработная плата преподавателей должна быть напрямую связана со средней оценкой их учащихся по преподаваемому ими предмету. Например, если по 5-ти бальной шкале средняя оценка учащихся по предмету за прошедшее полугодие или учебный год составит:

-     ниже 3 – преподаватель должен быть уволен,

-     от 3 до 4 – заработная плата преподавателя должна быть равна одному окладу,

-     от 4 до 4,5 – заработная плата преподавателя должна быть равна двум окладам (добиться того, чтобы все учащиеся учились на оценку не ниже 4-х баллов – очень тяжело, таких преподавателей будет не очень много),

-     от 4,5 до 5 – заработная плата преподавателя должна быть равна трем окладам (таких результатов будут добиваться только самые талантливые, лучшие педагоги страны).

При применении такого подхода, отношение преподавателя к своим обязанностям кардинально изменится:

-        он не будет проводить занятия для «галочки» или пить чай в учительской во время урока (что не редко случается в настоящее время),

-        он будет основательно готовиться к каждому уроку и стараться на уроке объяснять тему понятно, доступным языком, не только для передовых учащихся, «махнув рукой» на остальных (как это часто можно увидеть в настоящее время), а для всего класса или группы,

-        возможно, он будет дополнительно заниматься с учениками которые отстают от класса,

-        он будет связываться с родителями отстающего учащегося и договариваться о том, что нужно предпринять чтобы учащийся догнал класс; возможно они договорятся о том, что родители наймут репетитора на какое-то время,

-        он будет заинтересован в том, чтобы знания учащихся были на высоком уровне и будет добросовестно преподавать свой предмет, зная что знания учащихся будут оценены не им, а независимой тестирующей организацией и, что от этих оценок будет зависеть размер оплаты его труда, а также возможность продолжения работы на данной должности.

 

Новая система оплаты труда руководителей учебных заведений

Заработная плата руководителей учебных заведений также должна быть напрямую связана со средней оценкой учащихся учебного заведения. Например, если по 5-ти балльной шкале средняя оценка учащихся будет:

-        ниже 3 – руководство учебного заведение должно быть уволено,

-        от 3 до 4 – заработная плата руководителей учебного заведения должна быть равна одному окладу,

-        от 4 до 4,5 – заработная плата руководителей учебного заведения должна быть равна двум окладам,

-        от 4,5 до 5 – заработная плата руководителей учебного заведения должна быть равна трем окладам.

При применении данного подхода отношение руководителей учебных заведений к своим обязанностям также кардинально изменится: они будут стараться (совместно с родительскими комитетами) привлечь в свое учебное заведение самых лучших преподавателей, посещать занятия, проводить пробные тестирования знаний учащихся, чтобы определить реальный уровень их знаний и избавляться еще до проведения официального тестирования от слабых преподавателей у которых будут низкие средние оценки, и заменять их на преподавателей с более высокой квалификацией. Потому что от результатов официального тестирования знаний учащихся будет зависеть размер их оплаты труда и их профессиональное будущее.

 

Дополнительные меры для совершенствования системы образования

Поощрение открытия частных учебных заведений

 

В настоящее время школы страны переполнены. Например, в некоторых школах Бишкека обучаются более 40 детей в одном классе. В таких классах учителя просто физически не успевают  опрашивать и проверять знания всех учеников. Для уменьшения нагрузки на государственные учебные заведения, нужно всячески поощрять создание частных коммерческих и некоммерческих учебных заведений. Коммерческие учебные заведения могут создаваться для получения прибыли учредителями; некоммерческие учебные заведения могут создаваться в общественно-полезных целях лучшими гражданами и организациями. Нужно освободить все коммерческие и некоммерческие частные учебные заведения от всех видов налогов, кроме уплаты страховых взносов в Социалный фонд и подоходного налога из заработной платы работников. Частные учебные заведения должны обучать детей в рамках установленного государственного стандарта, с определенным процентом предметов, предлагаемых ими по своему усмотрению, которые будут согласованы с Министерством образования и разрешены для преподавания после получения соответствующего одобрения, если в них не содержится что-либо запрещенное законом. Знания учащихся в этих учебных заведениях нужно оценивать тем же способом, что и в государственных учебных заведениях – тестирующей организацией, на общих основаниях. Нужно также установить требование о том, что при средней оценке учащихся ниже 3 баллов, - частное учебное заведение закрывается. При открытии успешных частных учебных заведений, где будут работать талантливые менеджеры и педагоги, часть учащихся перетекут туда, после чего количество учащихся в государственных учебных заведениях уменьшится, в школах не будет переполненных классов.

 

Создание программы по предоставлению стипендий лучшим выпускникам

для оплаты их обучения в престижных университетах мира

            Самые талантливые выпускники учебных заведений должны продолжать дальнейшее обучение в самых престижных университетах мира. Часть выпускников могут добиться этого сами без помощи государства (что сейчас и происходит): путем нахождения стипендий зарубежных университетов для граждан других стран, путем оплаты обучения зарубежом родителями. Было бы замечательно, если бы государство также принимало участие в этом чрезвычайно полезном для страны деле: выбрало примерно 10 направлений (например: политология, экономика, право, гуманитарные науки, медицина, строительство, машиностроение и др.) и ежегодно присуждало лучшим выпускникам по 5 стипендий для обучения в лучших университетах мира по каждому из этих 10 направлений на все годы обучения (то есть присуждало по 50 стипендий ежегодно). Если стоимость обучения одного студента будет стоить примерно 20 000 долларов США в год, то на данную программу потребуется до 5 млн. долларов США ежегодно, что не так уж и много для страны с 6 миллионным населением. Для реализации данной программы Министерство образования должно построить тесные партнерские взаимоотношения с ведущими университетами мира на договорной основе. В случае реализации данной программы, наша страна создала бы постоянный источник кадров, имеющих самое лучшее в мире образование в различных сферах, что, безусловно, положительно отразилось бы на развитии страны. 

Ожидаемые результаты от реформы

 

Если вышеизложенные компоненты по реформированию системы образования будут реализованы надлежащим образом, - в системе образования будет искоренена коррупция, уровень образования в нашей стране будет повышаться стремительными темпами, и лет через 10-15 Кыргызстан окажется в верхних строках самого строгого мирового рейтинга по уровню образования. В свою очередь это приведет к самым благоприятным последствиям:

-          граждане Кыргызстана смогут создать надежную систему защиты страны от внутренних и внешних угроз,  

-          их не возможно будет обмануть на выборах, они не позволят кому-либо подтасовывать и искажать свои голоса на выборах, они всегда будут избирать самых достойных (образованных, порядочных и справедливых) лидеров в органы власти страны, 

-          они смогут разрешить все существующие проблемы в стране в различных сферах, эффективно организовать свою жизнь и создать условия для роста экономики страны и повышения  уровня жизни населения,

-          Кыргызстан превратиться в одну из развитых стран мира.

 

Статья также опубликована на сайте AKИpress здесь:  http://mnenie.akipress.org/unews/un_post:8141

 

 

 

 


добавлен: 14.11.2016 12:36
просмотров: 3823