Кыргыз Республикасынын мамлекеттик органдарынын коомдук кеңештери
Общественные советы государственных органов Кыргызской Республики
Public Councils of State Bodies of the Kyrgyz Republic
 


Кубан Ашыркулов, член ОНС при Министерстве природных ресурсов КР: «Общественный мониторинг – лекарство от необоснованного негатива при рассмотрении стратегических проектов»

Отсутствием истинного общественного мониторинга объясняет негативистские настроения и шумиху при принятии стратегических решений в Кыргызстане Кубан Ашыркулов, член общественного наблюдательного совета при Министерстве природных ресурсов Кыргызской Республики: 
 
Благодаря проекту ИПДО (инициативе по повышению прозрачности добывающей отрасли) горнодобывающая отрасль названа одной из самых прозрачных в Кыргызстане. Финансовые потоки в отрасли контролируются практически на 90%. Более того, сейчас речь идет о новой программе – «ИПДО плюс», предполагающей обнародование не только финансовой, но и экологической, социальной информации. Тем не менее, граждане ропщут, что доходы «идут не туда, не тем и не в том количестве». Есть претензии и иного характера. Это происходит потому, что ИПДО касается добывающих компаний, но не контролирующих органов. Отрасль, в которой крутятся значительные средства, несмотря на все реформы, остается закрытой. По какому принципу выдаются лицензии? Куда деваются те огромные суммы, о которых отчитываются компании? 
 
Лекарством от излишней недоверчивости может стать общественный мониторинг. Населению важно участвовать в обсуждении стратегических проектов, в выработке единого видения этих вопросов. 
 
Конечно, проводить референдум по малейшему поводу  или впадать в противоположную крайность, когда обсуждение начинается уже ради обсуждения, не стоит. Мы стали свидетелями того, как НПО вместо того, чтобы решать конфликты и мониторить ситуацию, взращивали себе искусственное поле для работы и порождали конфликты. Работа в гражданском секторе давно уже вышла из категории общественной, зарплаты там сравнимы с зарплатами в бизнесе и международных организациях. 
 
Трудно вспомнить положительные примеры решений, принятых с участием общественных контроля, однако быстро вспоминаются такие, при которых общественный контроль осуществлялся неэффективно. Мне, например, на ум сразу приходит ХИПИК, когда сыграли на национальной гордости, подняли волну возмущения, а ситуация так и не была толком исследована. 
 
То же самое касается фактически разработки любого стратегического месторождения, будь то «Андаш» или «Сандык», когда эмоциональная реакция преобладает над рациональной. Этими слабостями вполне могут пользоваться какие-то деструктивные силы, преследующие собственные узкие интересы. Информированность граждан в любом случае значительно снижает конфликтный и протестный потенциал в обществе. 
 
Для усиления общественного контроля над финансовыми потоками в ГДО пока создано не так много институтов. Одна из новых инициатив – Общественный наблюдательный совет при МПР. Сейчас мы критически пересматриваем деятельность министерства, однако перспективным направлением остается и рассмотрение жалоб на действия компаний. Думаю, так мы лучше узнаем потребности населения и, возможно, получим новый механизм по взаимодействию горных компаний и местных жителей. 
 
Возможно, помимо ОНС и альянса, связанного с реализацией ИПДО, необходимо создать специальные группы по рассмотрению жалоб местного населения на действия горнодобывающих компаний, разработать официальные процедуры урегулирования таких конфликтов, создать обучающие группы при каждой компании, которые разъяснят особенности производства, бухгалтерии и т.д.... 


добавлен: 25.08.2013 16:21
просмотров: 796