В Кыргызстане с началом июня полностью завершилось формирование общественных наблюдательных советов (ОНС). Как работается любимому детищу президента Розы Отунбаевой? Что успели сделать члены ОНС и что им еще предстоит сделать, если выживут?
Кто такие-то?
Опрос жителей столицы по поводу ОНС принес интересные результаты. Кто-то даже не знает об их существовании или путает с другими организациями: “А, это те, кто при советах директоров!”. Кто-то вообще посчитал саму идею профанацией контроля и сказочками для народонаселения. Но есть и те, кто верит в успех и даже пытается вступить в ряды “общественных ревизоров”.
Заинтересованность у кыргызстанцев начинанием, безусловно, налицо. Самый главный показатель — наличие конкурса на вакантные места. Это и есть реальный срез общественного мнения, показывающего, в каком ведомстве больше всего проблем и шире поле деятельности. По количеству поданных заявлений лидируют Финпол (47), МВД (45) и Госкомимущества (39). Довольно высокая конкуренция была в Госфиннадзоре и Минфине — по 3 человека на место.
В целом поучаствовать в конкурсе решились более семисот человек. Отборочные комиссии оказались строги. В некоторых ведомствах конкурс проводился в 2 и даже 3 этапа — не было подходящих кандидатур.
Особенно тяжелые “роды” случились в ГКНБ и Госагентстве связи. И хотя в соответствии с уставом и типовым положением по ОНС членами наблюдательных советов могут стать любые представители гражданского общества, бизнес-ассоциаций и научных кругов, отсев все-таки осуществлялся. Так, например, отказано было всем, кто когда-либо занимал высокие чиновничьи посты. Определенные критерии выдерживались и по национальному составу, гендерному признаку, образованию, возрасту.
Формально к 1 июня формирование советов было завершено. Между тем состав команд продолжает меняться до сих пор.
Естественный отбор
На сегодняшний день кыргызстанцам известно только о громкой отставке Владимира Плужника, который ушел с поста руководителя ОНС при Госагентстве по антимонопольному регулированию. Напомним, он хлопнул дверью, твердо уверовав в бесполезность общественных наблюдателей, после того как три недели не получал ответа на свой запрос.
По мнению председателя ОНС при Государственной налоговой службе Татьяны Ким, далеко не все горят на работе. Многие пришли ради собственных корыстных интересов. Некоторые просто четко не представляли, что их ждет. Часть такого народца уже исключили. Однако процесс внутренней эволюции продолжается.
Поэтому кворум на заседаниях ОНС наблюдается далеко не всегда, и, как обычно бывает в жизни, из 13—15 человек “тянут воз” 5—6. Так и происходит естественный отбор, а остаются только те, кто действительно “болен делом” и заинтересован в решении актуальных вопросов.
Око надгосударево
В министерствах и ведомствах новоявленных наблюдателей воспринимают с подозрением — свалились еще одни контролеры на голову. Их обвиняют в дублировании функций, поскольку система мониторинга и контроля существовала и раньше.
Не всегда членам советов рады и госкомпании, для которых статус ОНС вообще непонятен. Так, представители ОАО “Кыргызтелеком” вообще отказались явиться на встречу с ОНС Мингосимущества, поскольку не являются подотчетным совету субъектом.
В отличие от них сами члены ОНС довольно четко понимают свои полномочия.
— Я намеренно подал заявление именно в ОНС при Госкомимущества, поскольку это министерство играет стратегическую роль в экономике Кыргызстана, — делится мнением Сейитбек Усманов. — Хочу следить, как оно распоряжается национализированным имуществом, как идет продажа крупных государственных компаний. Кроме того, всегда могу распространить полученную информацию в обществе и пресечь таким образом нарушения…
Особый интерес вызывает финансовая прозрачность учреждений, а также доведение инициатив народа до верхов. Тут активисты готовы следить за творящимися безобразиями, что называется, в оба глаза. Они даже обзавелись собственным сайтом, на котором любой гражданин может оставить свой вопрос, жалобу и комментарий. Правда, жалобы эти на всеобщее обозрение до поры до времени (пока не пройдут проверку) не выставляются.
Советы от советов
Давать рекомендации, необязательные к исполнению, — это, пожалуй, то немногое, что общественные наблюдатели могут делать и уже делают. Первые существенные наработки в этом направлении действительно есть. Вопрос, как на это отреагируют “подопечные” ведомства.
Так, например, члены ОНС при Налоговой службе рекомендовали пересмотреть систему сбора налогов по патенту на Орто-Сайском рынке, снять запрет на прием налоговых деклараций по старой форме, попросили не вносить на рассмотрение в Жогорку Кенеш законопроект о единой двухпроцентной ставке налога с продаж, предложили внедрить обратную связь с налогоплательщиками через анкетирование.
В общественном наблюдательном совете при Министерстве образования предлагают ввести почасовую оплату учителям и организовывать приемные дни с участием министра.
Члены ОНС Минприродных ресурсов прославились критикой действий чиновников. Кроме того, они рекомендовали в горнодобывающей отрасли перейти от административного метода управления к экономическому, проводить аукционы на выдачу лицензий, пересмотреть состав лицензионной комиссии и, помимо чиновников, депутатов Жогорку Кенеша, включать в нее независимых экспертов, представителей общественных организаций. Сегодня на контроле совета остается не только ускорение строительства таких крупных объектов, как Джеруй, Талдыбулак Левобережный, Андаш и других подготовленных золоторудных месторождений, но и перепрофилирование работы ОАО “Хайдарканский ртутный комбинат”.
Общественных наблюдателей при Минэнерго больше всего заботит аудит ряда энергокомпаний и прозрачность проведения в них тендеров.
Слово за госорганами
Способность воспринимать критику конструктивно дана далеко не каждому. Тем более когда желающих критиковать много.
Президент Роза Отунбаева уже неоднократно обращалась к главам министерств и ведомств с просьбой включать участников ОНС в план работ, опираться на их профессиональный опыт.
— Советы задумывались как инструмент повышения качества работы центральных органов управления и способ повышения эффективности их деятельности, — отмечала она. — Совместная плодотворная деятельность министерств, ведомств и общественных наблюдательных советов станет залогом достижения поставленных целей…
Но совершенно очевидно, что просьбы и призывы к сознательности стоящую телегу с места не сдвинут. Становление независимого гражданского института связано, во-первых, с закреплением полномочий этого института на законодательном уровне. А во-вторых, с поиском источников финансирования его работы.
Полномочия общественных советов в международной практике весьма различаются — от чисто наблюдательных до формирующих законодательную базу. В некоторых странах им делегируется часть государственных функций, в других они становятся своего рода институтами лоббирования интересов отдельных групп.
Что касается финансирования, мировой опыт свидетельствует, что советы либо должны искать доноров, либо получать государственное субсидирование хотя бы в минимальных размерах. Либо, наконец, иметь возможность получать долю прибыли, если к таковой привела его деятельность.
При первом варианте они, как правило, становятся зависимыми и начинают лоббировать интересы своих спонсоров. Второй в нашей стране неосуществим по причине нищего и всегда дырявого бюджета. Часть прибыли же общественники могут получать, скажем, работая при преуспевающем акционерном обществе, но никак ни в Минобразования или Минздраве. По какому пути пойдут и выживут ли кыргызстанские ОНС, покажет время.
Юрий ГРУЗДОВ....
|