27 февраля 2018 г. г. Бишкек
Мы, участники общественных слушаний по оценке и корректировке системы по борьбе с коррупцией в Кыргызстане - представители общественных советов, государственных органов и организаций гражданского общества,
признавая, что применяемая в Кыргызстане с 2010 года система по противодействию коррупции оказалась не эффективной и не принесла ожидаемых результатов,
признавая, необходимость внесения существенных корректировок в систему по противодействию коррупции для снижения в стране уровня коррупции,
осознавая важность более активного вовлечения гражданского общества в мероприятия по снижению уровня коррупции,
будучи убеждены в том, что только совместные действия государственных органов и гражданского общества приведут к существенному снижению в стране уровня коррупции,
Рекомендуем:
-
Президенту, Жогорку Кенешу и Правительству Кыргызской Республики:
-
Применять комплекс мер для снижения в стране уровня коррупции: (1) повышать понимание граждан о вреде коррупции для развития страны, (2) создать благоприятные условия для работы в государственных органах, (3) создать эффективные, прозрачные, справедливые процедуры в работе государственных органов и регулировании общественных отношений, (4) усилить меры ответственности за коррупцию;
-
без увеличения фонда оплаты труда, за счет объединения 3-5 должностей в 1, - увеличить уровень заработной платы в государственных органах (она должна быть не менее $1000 в месяц). При опубликовании объявления о конкурсе на вакантные должности в государственных органах - публиковать размер заработной платы;
-
Применять предложенный общественными советами альтернативный способ проведения судебной реформы (прилагается);
-
Разработать и утвердить методику расчета потерь электроэнергии, ежегодно публиковать проценты технических потерь электроэнергии и похищенной электроэнергии, в зависимости от этих показателей принимать соответствующие меры в отношении руководителей в энергосекторе;
-
Улучшить место Кыргызстана в рейтинге Doing Business по параметру «Подключение к электрическим сетям» с 163 места среди 190 стран – на первые 30 мест, создать справедливую, прозрачную систему подключения новых объектов, в том числе новых предприятий, к электрическим сетям;
-
Применять презумпцию виновности для государственных и муниципальных чиновников в случае их обвинения в коррупции (применять опыт Сингапура);
-
Создать государственный реестр сотрудников государственных органов, в том числе правоохранительных органов, уволенных за коррупцию или в связи с утратой доверия (“черный список”);
-
В целях устранения конфликта интересов:
1) передать функции выдачи разрешений на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом от ГУОБДД МВД в МТиД или МЧС (по примеру Казахстана, России, Беларусь);
2) передать функции Госэкотехинспекции по принятию решения о приемке в эксплуатацию завершенных строительством объектов и утверждению Акта о приемке объекта в эксплуатацию в органы МСУ (относительно жилых объектов), а также министерствам и ведомствам (относительно производственных объектов).
-
В Положении о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденном постановлением Правительства КР от 27 февраля 2001 года N 64, отменить норму об оплате работодателем, у которого произошел несчастный случай, командировочных расходов госинспекторам, участвующим в его расследовании;
-
Разработать и утвердить порядок расследования причин аварий и инцидентов, связанных с перевозкой опасных грузов;
-
Приостановить действие законов об обязательном страховании гражданской ответственности работодателя, перевозчика перед пассажирами, перевозчика опасных грузов, организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты - как не отвечающие интересам государства и бизнес среды. Провести независимую антикоррупционную, правовую и экономическую экспертизы данных законов, правил обязательного страхования и страховых тарифов; заключения экспертиз опубликовать в средствах массовой информации;
-
Передать обязательные виды страхования в ведение государственной страховой компании;
-
Разработать и утвердить методику расчета страховых тарифов.
-
Совету безопасности Кыргызской Республики:
-
В целях снижения уровня коррупции в государственных органах, не только составлять “списки коррупционных схем” в министерствах, но также выносить заключение о том созданы ли благоприятные условия для работы на государствнных должностях в государственном органе (?), будут ли принимать участие в конкурсе для занятие данных должностей честные, порядочные граждане страны, смогут ли они содержать на установленные размеры оплаты труда свои семьи?
-
Объявлять конкурсы среди граждан в целях посика новых механизмов для искоренения коррупции в системе образования, здравоохранения, регулирования дорожно движения и других сферах.
-
Применять в своей работе не стандартные, более эффективные способы для сниженя в стране уровня коррупции.
-
Внимательно изучить опыт Сингапура, Грузии, Эстонии и друих стран по противодействию коррупции и применять наилучшую практику в Кыргызстане.
-
Министерству образования Кыргызской Республики:
-
Объявить конкурс по написанию лекций о вреде коррупции для развития страны, лекции победителей конкурса включить в учебник по “Обществоведению”;
-
Провести реформу в системе образования страны, чтобы Кыргызстан начал перемещаться из последней строки мирового рейтинга по уровню образования PISA в передовые места, применять рекомендации членов общественных советов по реформе системы образования (http://osgo.kg/index.php?act=view_blog&id=8);
-
Регулярно принимать участие в мировом рейтинге по уровню образования PISA, чтобы граждане страны видели результаты проводимой реформы в системе образования.
-
Национальному энергохолдингу:
-
Повысить прозрачность и подотчетность энергокомпаний перед акционерами и потребителями, регулярно публиковать проценты технических потерь и похищенной электроэнергии;
-
Повысить ответственность руководителей за результаты деятельности энергокомпаний.
-
Создать справедливую, доступную систему подключения к электрическим сетям новых объектов.
-
Министерству экономики Кыргызской Республики:
-
Принять меры по повышению места Кыргызстана в рейтинге Doing Business по параметру – Налогообложение с 148 места среди 190 стран – на первые 30 мест;
-
Применять Рекомендации общественного совета Министерства экономики КР по реформированию налоговой системы http://osgo.kg/index.php?act=view_blog&id=12
6. Министерству внутренних дел Кыргызской Республики:
-
Регулярно проводить негласное тестирование сотрудников на неподкупность;
-
Примененять концепцию «раннего антикоррупционного вмешательства», меры превентивного увольнения сотрудников, потенциально предрасположенных к коррупции;
-
Включить в перечень обязанностей сотрудника милиции сообщение об известных ему фактах коррупции и предусмотреть его ответственность за неисполнение этой обязанности;
-
Создать при областных и городских УВД постоянно действующие независимые Комиссии для изучения обращений граждан в отношении сотрудников милиции, в том числе по коррупционным делам. Разработать процедуру избрания Комиссии, в составе комиссии должны входить не менее 2/3 представителей гражданского общества и СМИ;
-
Предусмотреть обязательность инспекторской проверки служебной деятельности органа милиции, сотрудник которого обвиняется в коррупции.
-
Министерству здравоохранения Кыргызской Республики:
-
Создать для наиболее крупных медицинских учреждений Попечительские советы, тем самым создать механизмы общественного контроля над деятельностью этих учреждений;
-
Искоренить коррупцию при государственных закупках, выдаче лицензий и в кадровой политике министерства и подведомственных учреждений.
Резолюцию поддержали 57 участников общественных слушаний.
Приложение
Предложения общественных советов
Президенту и депутатам Жогорку Кенеша КР по реформе судебной системы
(альтернативный способ проведения реформы судебной системы)
Ключевую роль в борьбе с коррупцией и обеспечении законности в стране должны играть суды. К сожалению, судебная система Кыргызстана сама погрязла в коррупции и не пользуется доверием граждан. Главными проблемами в деятельности судей со времен Акаева и Бакиева были следующие:
-
Коррумпированность судей: они покупали должности в Администрации Президента, и далее возвращали себе уплаченную сумму в тройне и более за счет превращения судебных дел в аукцион между сторонами судебного процесса – кто больше даст взятку тот и победил в процессе;
-
Зависимость судей от других ветвей власти – Президента и Парламента. Особенно это ярко проявлялось во время выборов, когда суды исполняли любое желание Президента, путем принятия выгодных для него решений. Как известно, в те времена в обществе даже устоялось такое понятие как «телефонное право».
С 2010 года в стране предпринимаются попытки реформирования судебной системы, путем (1) создания Совета по отбору судей, (2) установки в кабинетах судей видеокамер, (3) публикации судебных решений в Интернете, (4) принятия новых кодексов (Уголовного, Уголовно-процессуального и других). Однако эти меры оказались недостаточными и неэффективными, поскольку не привели к искоренению и уменьшению коррупции в судебной системе:
-
Согласно общественному мнению, Совет по отбору судей сам превратился в один из коррумпированных органов.
-
Установка в кабинетах судей видеокамер не снизила уровень коррупции, судьи ведут приватные коррупционные переговоры со сторонами судебных дел в других местах.
-
Публикация судебных решений в Интернете также не имело никакого эффекта на снижение уровня коррупции: в Интернете публикуются решения судов, которые не соответствуют законодательству страны, но нет органа, который бы давал квалифицированную оценку судебным решениям, информировал общественность о принятых судами незаконных решениях.
-
Принятие новых кодексов в рамках «судебной реформы» - можно расценивать как введение в заблуждение народа страны и имитация судебной реформы. Принятие новых кодексов нельзя называть – судебной реформой, более правильно это назвать – реформой уголовного законодательства, уголовно-процессуального законодательства и т.д. Судебная реформа должна привести к прекращению принятия судами незаконных решений в пользу той или иной стороны судебного дела за незаконное вознаграждение. Некоторые эксперты говорят, что уголовный и иные кодексы содержат в себе так называемые «вилки», когда, например, за совершение того или иного преступления статья кодекса предусматривает наказание в виде лишения свободы от 3 до 8 лет. Судьи, якобы, пользуясь этим, - кому то, за незаконное вознаграждение, назначают минимальное наказание в виде 3 лет лишения свободы. На самом деле в судах проблема другая: судьи выносят абсолютно незаконное решение, например, оправдывают преступника или признают законным незаконное увольнение работника. Если даже в новом Уголовном кодексе вышеуказанная «вилка» от 3 до 8 лет лишения свободы будет заменена на твердые 5 лет лишения свободы, судьи продолжат отпускать преступников совершивших это преступление за незаконное вознаграждение.
Судебная реформа должна привести к тому, что судьи должны перестать выносить незаконные решения, каждое решение суда должно строго соответствовать закону.
Общественные советы государственных органов предлагают нижеизложенный (альтернативный) способ реформирования судебной системы
Необходимо создать независимую судебную ветвь власти: Президент и Парламент должны иметь право только назначать судей Верховного суда состоящего из 9 судей, но не должны иметь права увольнять их с должности, члены Верховного суда должны назначаться на должность пожизненно.
Судьи всех нижестоящих судов (областных, районных) должны назначаться Верховным судом через процедуру тщательного предварительного тестирования. Верховный суд на постоянной основе должен определять некомпетентных областных и районных судей при рассмотрении дел в надзорном порядке и увольнять их после принятия ими незаконных решений по 2-3 делам.
В настоящее время судьи говорят, что они перегружены делами. Однако значительную часть этих дел составляют дела, которых не должно было быть, если бы суды были бы не коррумпированы. В настоящее время одна сторона судебного процесса заранее знает, что она по закону не права, но, несмотря на это, затевает судебное дело (или позволяет появиться судебному делу, нарушая права других лиц), - надеясь выиграть это дело благодаря «неправосудному судебному решению» за вознаграждение. Как только будет искоренена коррупция в судебной системе, количество рассматриваемых в судах дел существенно сократится.
Ежемесячная заработная плата членов Верховного суда должна быть не менее суммы эквивалентной - 5 000, областных судей - 3 000, районных судей - 2 000 долларам США.
Каждый член Верховного суда после назначения на должность (первые 3 года – ежегодно, далее – через каждые два года) должен проходить тестирование через детектор лжи[1] под наблюдением представителей гражданского общества и отвечать на следующие вопросы: (1) честно ли выполнял свой долг, (2) брал ли взятки, (3) не нарушал ли законодательство страны при вынесении решений, (4) не выполнял ли просьбы Президента, депутатов Парламента и других лиц? Те члены Верховного суда, в отношении которых детектор покажет, что они обманывают, отвечая на эти вопросы, - должны признаваться утратившими доверие общества и немедленно увольняться с занимаемой должности, а на их место Президент и Парламент должны назначать других лиц. При этом организации гражданского общества должны: (1) самостоятельно определять компанию, которая проведет тестирование через детектор лжи, (2) иметь право привлекать для проведения тестирования через детектор лжи лучшие в мире специализированные организации.
Высокая заработная плата, а также боязнь детектора лжи не позволят судьям выносить «неправосудные решения». Эти меры приведут к оздоровлению судебной системы в течение нескольких лет.
|