Кыргыз Республикасынын мамлекеттик органдарынын коомдук кеңештери
Общественные советы государственных органов Кыргызской Республики
Public Councils of State Bodies of the Kyrgyz Republic
 


А.Султангазиева: ОСГО со своей задачей справляется если не на пять, то на твердую четверку.

Общественный совет Министерства иностранных дел (ОС МИД) КР был создан более одного года назад. ОС занимается мониторингом деятельности ведомства и разрабатывает рекомендации по улучшению работы МИД. Мы побеседовали с председателем ОС Султангазиевой Анаркуль о работе совета, трудностях и планах на будущее.

- Вы уже на второй срок избраны председателем ОС МИД. Расскажите, почему вы решили вступить в ряды ОС?

Причин, сподвигших меня вступить в ряды ОС было много и они все сошлись воедино, что меня безмерно радует. 

Во-первых,  у меня три высших образования, и по одному из них я юрист  международного права. Поэтому, я решила, что мои знания, опыт и желание  должны помочь внешнеполитическому ведомству страны  и нашему государству в целом в деле развития демократии и системы государственного управления.  

Во-вторых, в то время когда я подавала документы в Комиссию по отбору членов общественных советов госорганов (ОСГО), я  работала в  Межпарламентской Ассамблее СНГ. В организации, которая является межгосударственным органом.

И наконец в третьих, свою деятельность в дальнейшем  вижу в сфере  международного сотрудничества, связанного с инвестициями и другими социально значимыми для нашей республики проектами.   А поскольку, данная деятельность неразрывно связано с  функцией МИД КР, то мне хотелось лучше узнать министерство изнутри.

Ну и самое главное,  я отчетливо понимала, роль и значение ОС и поэтому хотелось внести свою лепту в обеспечении прозрачности деятельности госорганов, улучшении качества государственных услуг,  в деле по борьбе с  пресловутой коррупцией в госорганах, а также   развитию института ОСГО. Как бы высокопарно это не звучало, но это именно так.

- Ваш ОС функционирует больше года.  Какие успешные кейсы во взаимодействии с госорганом сможете привести в пример? И какие проблемы существуют в данном взаимодействии?

За время нашей работы МИД провел два открытых конкурса на замещение в общей сложности 27 вакантных должностей, два конкурса по отбору абитуриентов КР для рекомендации к зачислению в МГИМО МИД РФ согласно выделенной квоте. Надо отметить, что  у Кыргызстана  6 квотных мест на обучение в престижном  дипломатическом вузе Российской Федерации, когда как в других странах СНГ квота меньше и это благодаря усилиям МИД КР.  Скажу, что как со стороны МИД  КР, так и со стороны ОС была проделана огромная работа в обеспечении прозрачности и честного отбора кандидатур. После проведенных конкурсов, ОС  провел как открытый, так и негласный  опрос участников конкурса и мониторинг. Так вот, все опрошенные нами кандидаты (прошедшие и не прошедшие конкурс) отмечали, что не ожидали такого честного и прозрачного отбора.

А  также за время работы ОС МИД было проведено более 100  тендеров на закупку товаров и услуг для обеспечения деятельности министерства. За всеми этими мероприятиями мы осуществляли независимое и беспристрастное наблюдение. На днях мы подготовили письменные  рекомендации по улучшению прозрачности и эффективности проведения тендеров и в сентябре предоставим министерству.

Более того, министерством в настоящее время начата активная работа по оптимизации и совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей деятельность органов дипломатической службы в соответствии с Положением о порядке формирования единого реестра государственных услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам государственными органами и бюджетными учреждениями Кыргызской Республики.

Также в целях инвентаризации (ревизия) государственных услуг создана ведомственная рабочая комиссия по оптимизации и стандартизации государственных услуг, куда вошли члены нашего совета. Данная рабочая комиссия начнет свою работу в сентябре текущего года. В состав  рабочей комиссии вхожу и я. И в этой связи, хочу сказать, что я предвкушении данной совместной работы, поскольку, с одной стороны  как юристу мне это ближе, роднее и с другой стороны мне это очень интересно. Также, на днях я написала научную работу по электронным государственным услугам. И с этой точки зрения, буду рада внести свой скромный вклад министерству и обществу в целом.

Относительно проблем, скажу коротко. Если бы МИД  включал  и посвящал нас во все сферы своей деятельности, то тогда у нас было бы ощущение полноты работы и соответственно ощущение полного удовлетворения. 

- МИД – довольно закрытый орган. Как вам удается получать нужную для вашей работы информацию? Насколько госорган заинтересован в партнерстве?

Да, вы правы. МИД КР довольно закрытый госорган, в отличие от других министерств и ведомств. Но это, прежде всего, в силу специфики деятельности министерства, который ведает вопросами  внешней политики страны. И в целях государственной безопасности  и предотвращения утечки информации, а также согласно законодательству, в частности Закона КР  «О дипломатической службе»  от  15 июля 2013 года № 140  часть информации имеют статус ДСП, то есть для служебного пользования и не доступны, как для общественности, так и  для нашего ОС.

Но, по таким направлениям взаимодействия госоргана и ОС, как государственные закупки (тендер), проведение открытого конкурса на вакантные должности, консульские и иные услуги мы имеем полный доступ к информации.

Сложности есть в доступе к информации по бюджету и полная закрытость  работы Аттестационной комиссии, который рассматривает кандидатуры дипломатов на длительные загранкомандировки (ДЗК) для работы в загранучреждениях КР (посольства и генконсульства).

Также, закрытой для нас является информация о самих дипломатах и работников дипслужб.   Более того,  в отличие от других ОС, мы не можем принимать участие на  коллегиях и различных  рабочих заседаниях МИД КР, что нас очень удручает. Но, мы будем добиваться права участвовать на коллегиях и рабочих совещаниях МИД КР. 

И в связи с тем, что за последнее время участились жалобы и обращения в адрес ОС от граждан КР находящиеся в зарубежных странах на некомпетентность  и грубое обращение сотрудников загранучреждений, то мы также намерены добиваться допуска к работе Аттестационной комиссии через Правительство КР. Нам бы хотелось знать, по какому принципу происходит  отбор дипработников в загранучреждения: по закону или все-таки по блату?  Поскольку мы располагаем информацией о том, что в ДЗК в загранучреждения в большей степени попадают так называемые «парашютисты», то есть те, за которых  попросили влиятельные родители, родственники или покровители из числа чиновников и народных избранников. И в этом смысле, понимаете, насколько может быть «заинтересовано» министерство в партнерстве с нами.

В целом, за время работы в ОС я и мои коллеги отчетливо  поняли, что ни один, по сути госорган, включая МИД, не заинтересован во взаимодействии с ОС. Через «не могу и не хочу», госорганам приходиться с нами работать, поскольку есть закон и его они обязаны выполнять. Но будь их воля и не будь Закона КР «Об общественных советах государственных органов», то они бы нас и на пушечный выстрел не подпустили бы даже к зданию министерства, не говоря уже к допуску во внутренние дела.  Зачем им нужны люди, которые будут требовать от них честной и прозрачной, а самое главное добросовестной работы.

- ОС были созданы  после апрельской революции, когда люди потеряли доверие к власти и считали необходимым создание институтов гражданского участия в управлении. Как вы считаете, на сегодняшний  день, справляется ли институт ОС со своими задачами?

Когда в 2010 году по инициативе Президента КР Р.Отунбаевой был издан Указ о создании  ОНС в 10 пилотных государственных органах, я работала  в отделе социальной политики Администрации Президента Кыргызской Республики.  Тогда мы понимали насколько это важно и что ОС возложена особая миссия и роль в деле обеспечения открытости и прозрачности государственных органов перед обществом нашей страны.

А когда я стала уже непосредственным участником деятельности ОС МИД КР и в особенности в качестве Председателя, я в большей степени осознала важность ОС, а вместе с тем и огромную ответственность. Плюс к этому, еще и необходимость преодолевать сложности и вкладывать в работу все: личное  время, безвозмездный и честный труд, трата сил и нервов, и если хотите душу. Если у государственных служащих, как часто они любят говорить неблагодарная работа, но она однако оплачиваемая. У нас же, она мало того, что не благодарная, так и не оплачиваемая. И, несмотря на это,  находятся люди, которые зная об этом идут в ОС  и абсолютно безвозмездно и бескорыстно делают общественную работу во благо общества, становясь защитниками граждан, с одной стороны и с другой, осуществляют мониторинг деятельности госорганов, разрабатывают рекомендации по улучшению их работы, тем самым становясь их бесплатными помощниками.

Не все, конечно преследуют исключительно бескорыстные цели, но их меньшинство. Большая часть членов ОСГО являются людьми сознательными и без преувеличения альтруистами.

А насколько институт ОСГО справляется с поставленной  задачей, должны судить не мы сами, а прежде всего общество, это первое. И второе, говорить  о полной состоятельности института ОСГО можно только тогда, когда  государственные органы будут  действительно заинтересованы в наличии у них ОС. А пока можно констатировать, что  идет игра  в одни ворота. Но могу сказать что, несмотря ни на что институт ОСГО со своей задачей справляется если не на пять, то на твердую четверку.

- Ваши планы на будущее в рамках работы в ОС?

В рамках работы ОС МИД КР планов очень много. Остановлюсь только на нескольких из них.

Осенью текущего года мы планируем провести выездное заседание в Москве, в Екатеринбурге и Новосибирске. Весной следующего года в Астане и Алмате.  В рамках данных заседаний планируется встреча с гражданами КР находящихся в трудовой миграции в Российской Федерации  и Республике Казахстан, включая встречу с представителями кыргызских диаспор и общественных организаций.

Также, осенью текущего года планируем начать масштабную информационную кампанию как среди граждан, собирающихся выехать за рубеж и среди граждан уже находящихся в зарубежных странах. В особенности, большой упор будет сделан на информирование населения южного региона, поскольку половина всех мигрантов составляют именно жители данного региона.  Кампания будет проводиться в два этапа. Первый этап планируется начать осенью, а второй в марте 2019 года, поскольку именно на эти периоды приходится большой поток трудовых мигрантов в зарубежные страны.

К данной информационной кампании, согласно предварительной договоренности подключится МИД КР, в частности загранучреждения КР, включая Департамент консульской службы министерства, Представительство МИД КР по югу Кыргызстана.

В настоящее время ведутся переговоры с международными донорами на предмет изготовления информационных видео роликов а также брошюр, содержащих необходимую информацию для граждан, выезжающих за переделы страны в целях трудоустройства. Там будут также контакты загранучреждений КР, организаций местного уровня специализирующихся на оказание юридической и другой необходимой помощи, включая контакты кыргызских диаспор и других кыргызских общественных организаций, таких как «Замандаш», «КыргызКлаб» и другие. С данными организациями также на днях планируем провести детальные  переговоры.

В ближайшее время также планируется провести переговоры с руководством государственных телеканалов и радиовещательных компаний, в целях предоставления бесплатного теле и радио эфира для показа роликов, включая съемку нескольких телепередач с участием членов ОСГО и МОСов (местных общественных советов), а также представителей госорганов и органов местного самоуправления.

В настоящее время ведется подготовительная работа по изменению статуса уполномоченных по предупреждению коррупции в госорганах в сторону его повышения, а вместе с тем и повышения их ответственности. Для этих целей необходимо внести соответствующие   изменения в законодательство КР, согласно которому все без исключения уполномоченные по предупреждению коррупции в госорганах должны отбираться путем открытого конкурса, с обязательным прохождением полиграфа, проходить собеседование Совета по госслужбе и назначаться с согласия ОС. Свои намерения мы озвучили Правительству КР. Также были проведены предварительные переговоры и консультации с Государственной кадровой службой КР. ГКС в свою очередь нашу инициативу поддержала и готова всячески содействовать нам.

-Спасибо за интервью Анаркуль Аскарбековна. Желаем успехов вам и вашему ОС!

 

 


добавлен: 05.09.2018 15:13
просмотров: 385