Кыргыз Республикасынын мамлекеттик органдарынын коомдук кеңештери
Общественные советы государственных органов Кыргызской Республики
Public Councils of State Bodies of the Kyrgyz Republic
 


Прозрачность как источник устойчивости системы государственного управления ("Общественный рейтинг", 30.06.2011)

Судя по высказываниям нынешнего руководства Кыргызской Республики, оно привержено идеалам построения «открытого общества». Открытое общество – это общество, которое полностью демократично, его члены критически настроены по отношению к табу, принимают решения, опираясь на собственный интеллект и критическое мышление, а также исходя из договоренностей, достигнутых в процессе обсуждения.
Концепция «открытого общества» опирается на идею о том, что право человека быть информированным обо всем, что происходит в стране и мире, является всеобщим и фундаментальным, и любое ограничение этого права должно быть объяснено и оговорено законодательными актами. Право на информацию требует свободного распространения информации и мнений. Ограничения в отношении распространения новостей и информации противоречат интересам международного сообщества, означают нарушение Всеобщей декларации прав человека, Устава ЮНЕСКО, Заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и несовместимы с Уставом ООН.
Обычно законодательство о свободе информации состоит из законов, гарантирующих доступ к информации, имеющейся у государства. Оно устанавливает «право на информацию». Это правовой процесс, при котором официальные ответы на запросы должны быть предоставлены бесплатно или по минимальной стоимости, за исключением стандартных исключений. Во многих странах имеются конституционные гарантии права на доступ к информации, но обычно они не используются, если не существует конкретного законодательства для поддержки этого права.
Основной принцип большинства законов о свободе информации состоит в том, что бремя разъяснения возлагается на орган, у которого запрашивают информацию, а не на человека, просящего об этом. Лица, обращающиеся с запросом, как правило, не должны давать объяснение своим действиям, но если эта информация не разглашается, то орган, получивший запрос, должен дать правомерное разъяснение.
Закон Швеции о свободе печати 1766 года является самым старым в мире. Более 85 стран мира ввели различные формы такого законодательства, в том числе и Кыргызстан. Закон Кыргызской Республики № 213 «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики» был принят 28 декабря 2006 года.
К сожалению, принятие данного закона не обеспечило гарантированной прозрачности деятельности государственных органов Кыргызской Республики, что также было одной из причин народного возмущения в апреле 2010 года.
Поэтому для государственного аппарата становится критичным обеспечение трех аспектов качества государственного управления: повышение прозрачности деятельности государственного аппарата, снижение бремени государственного регулирования для граждан, а также сокращение нагрузки на государственный и местный бюджеты. В таком понимании качество государственного управления в максимальной степени соответствует активно обсуждаемым сегодня вопросам преодоления коррупции.
Среди мер, которые необходимо осуществить, чтобы улучшить качество государственного управления, следует особо выделить раскрытие государственной информации организациям и гражданам. 
Раскрытие государственной информации автоматически обеспечивает рост прозрачности государства. Работающая система раскрытия информации уменьшает возможности для коррупции и злоупотреблений, лишая ведомства, ответственные за сбор и хранение «коммерчески ценной» информации, возможности сделать её предметом торга. Кроме того, раскрытая информация означает возможность сократить временные издержки на получение информации по запросу и поиск её в официальных изданиях.
Раскрытие информации о функциях и задачах государственных органов позволяет выявить имеющее место в настоящее время функциональное дублирование между различными министерствами и ведомствами и, соответственно, приводит к ликвидации его, что в последующем ведет к сокращению государственных расходов. Также данная информация позволяет выявить случаи неправомерного или излишнего вмешательства государства в жизнедеятельность общества и также ведет к корректировке деятельности государственных органов.
Раскрытие информации о бюджете и государственных закупках в государственных и местных органах власти позволяет упорядочить и сделать более эффективными государственные расходы, оптимизировать их и снизить нагрузку на налогоплательщиков.
Раскрытие информации о планируемых государственных стратегиях, программах и других мероприятиях позволяет обществу принимать участие в разработке национальных и местных приоритетов, выявлять потенциальные ошибки и возможные злоупотребления.
Раскрытие информации, касающейся вышеуказанных случаев, уже является обязанностью государственных органов и органов местного самоуправления, и оговорена она статьей 20 Закона «О доступе к информации…», которая основном предполагает раскрытие:
•информации, порождаемой государством в процессе своей деятельности (нормативные правовые акты, регламенты, стратегии, программы и т.п.);
•всей несекретной информации, которую государство собирает и использует в рамках реализации своих функций (учётные данные);
•информации о структуре государства. 
Что же мы наблюдаем в настоящее время в наших государственных органах и органах местного самоуправления? Что еще не изжиты пережитки бакиевского режима. Например: 
•Силовые органы не раскрывают информацию о количестве сотрудников и при этом постоянно жалуются на нехватку финансовых и людских ресурсов. А как общество может понять, хватает им этих ресурсов или нет, если оно не владеет этой информацией?
•Мэрия столицы проводит мероприятия по установке цветов в специальных подставках вдоль крупных улиц города, но не удосужилась публично обсудить целесообразность этих расходов с общественностью и не раскрыла публично общей суммы этих расходов.
Естественно, необходимость раскрытия информации предполагает дополнительную нагрузку на чиновников на первоначальном этапе и противоречит традиционной этике «закрытости» государственного служащего. Но на самом деле раскрытие информации позволяет государственным служащим эффективно защищать свои права и сократить нагрузку в последующем. 
Бывают случаи, когда государственные служащие уклоняются от предоставления информации или отказываются высказывать собственное мнение, поскольку не знают, что государство, в соответствии со статьей 3 Закона «О доступе к информации…», «защищает право каждого на поиск, получение, исследование, производство, передачу и распространение информации». 
Более того, бывают случаи, когда государственные служащие получают взыскания за критику страны, государства, правительства, государственных ведомств или деятелей, что также способствует традиционной закрытости государственной службы и ведет к уклонению чиновников от публичных выступлений. В соответствии же с п. 2. статьи 21 Закона «О доступе к информации…», «Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны поощрять служащих, активно выступающих в средствах массовой информации с обращениями, выступлениями, официальными разъяснениями позиции государственных органов и органов местного самоуправления по актуальным вопросам их деятельности».
Другой аспект раскрытия информации, защищающий государственных служащих, – это информация, касающаяся трудового законодательства. Не секрет, что в государственных органах зачастую нарушаются требования по соблюдению норм труда и отдыха, а профсоюзы являются «инструментом» в руках руководства государственного органа для управления протестными настроениями в коллективе.
Раскрытие информации о вакансиях, процедурах найма, отбора, продвижения, мотивации, повышения квалификации и т.п. позволяет отбирать достойных кандидатов на работу в государственные органы и органы местного самоуправления, а также ведет к усилению потенциала организации, способствует справедливому продвижению по службе уже работающих сотрудников.
Финансовая деятельность государственных органов и органов местного самоуправления тоже может стать предметом пристального внимания сотрудников данных организаций, т.к. эффективное использование и оптимизация расходов позволяют изыскать дополнительные ресурсы для материального стимулирования сотрудников.
Размещение в открытом доступе всеобъемлющей информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления приводит к сокращению запросов и бумажного документооборота, что существенно сокращает нагрузку на служащих.
Следует учитывать, что в электронном виде может быть раскрыт гораздо больший перечень информации, нежели в бумажном виде. Более того, органы власти должны гарантировать доступ граждан к общественно значимой информации, независимо от места их проживания и работы. Поэтому для решения этой задачи должны использоваться национальные информационные сети, программы типа депозитарных библиотек и другие способы.
Еще одна концепция, связанная с доступом к информации, – это законодательство об «открытых заседаниях», которое позволяет получить доступ к заседаниям государственных органов, а не только к отчетам о них. Данный аспект нашел отражение в главе 5 Закона «О доступе к информации…» и позволяет гражданам, подавшим заявки, принимать участие в заседаниях государственных органов и органов местного самоуправления, а также предоставляет право делать записи, проводить фотосъемку, аудио— и видеозапись, если это не мешает проведению заседания. 
Опять можно поднять вопрос о реализации данных положений в настоящее время. Пока не было случаев, чтобы простые граждане реализовали данное право, и даже нет информации о том, есть ли регламенты по проведению открытых заседаний с участием граждан в государственных органах и органах местного самоуправления.
Но ведь на самом деле проведение заседаний с участием граждан позволит упорядочить бесчисленное количество заседаний, совещаний и прочих мероприятий, которыми изобилует государственная служба. На таких совещаниях зачастую впустую тратится время служащих, принимаются неэффективные решения, нарушаются права трудящихся и многое другое, что, откровенно говоря, «засоряет» деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. А общественный контроль приведет к четкой регламентации заседаний, обсуждению только подготовленных решений, к корректному поведению руководителей по отношению к подчиненным.
Если все же нынешнее руководство страны привержено идее построения демократического общества и эффективного государственного аппарата, то, обобщая все вышесказанное, хотелось бы дать несколько рекомендаций:
1. Полнее использовать потенциал общественно-наблюдательных советов (ОНС), т.е. дать поручение руководителям ведомств оказывать всемерную поддержку для ответов на запросы ОНС.
2. Всем государственным органам и органам местного самоуправления следует незамедлительно в целях реализации статьи 20 Закона «О доступе к информации…» опубликовать всю информацию о своей деятельности на веб-сайтах (если имеются): функции и задачи, положения (вплоть до положений об отделах), бюджеты организаций и их исполнение в помесячной динамике, в постатейной разбивке, о количестве сотрудников, о средней заработной плате, основные положения трудового законодательства и т.д.
3. Всем государственным органам и органам местного самоуправления следует незамедлительно в целях реализации главы 5 Закона «О доступе к информации…» внести в регламенты работы данных органов порядок организации и проведения «открытых заседаний», а также внедрить в обязательном порядке проведение такого вида заседаний.
4. Всем государственным органам и органам местного самоуправления следует незамедлительно в целях реализации статьи 34 Закона «О доступе к информации…» проинформировать общественность о реализации данного закона.
Б. САТЫБЕКОВ... 


добавлен: 25.08.2013 16:27
просмотров: 695