Кыргыз Республикасынын мамлекеттик органдарынын коомдук кеңештери
Общественные советы государственных органов Кыргызской Республики
Public Councils of State Bodies of the Kyrgyz Republic
 


О цифровизации в правоохранительных органах и работе в условиях карантина

Даутов Ялкун, председатель общественного совета МВД, член Антикоррупционного совета при правительстве КР.
 
О цифровизации в правоохранительных органах и работе в условиях карантина.
 
В период пандемии COVID-19 реализуемая политика президента Кыргызской Республики Жээнбекова С.Ш. по цифровизации деятельности органов внутренних дел способствует применению дистанционных методов работы в системе органов правопорядка.
 
В реализацию указов президента Кыргызской Республики «Об объявлении 2019 года Годом развития регионов и цифровизации страны» от 11 января 2019 года и «Об объявлении 2020 года Годом развития регионов, цифровизации страны и поддержки детей» от 8 января 2020 года, правительством были приняты меры по внедрению цифровизированных технологий в деятельность государственных органов Кыргызской Республики. Также была усовершенствована работа соответствующих подразделений системы органов внутренних дел.
 
В период введенных ограничений в связи с эпидемией COVID-19 появилась возможность закрепить практическое применение дистанционных методов работы и обеспечить модернизированное и качественное обслуживание населения органами правопорядка.
 
В 2019 и 2020 годах общественным советом МВД КР проведено большое количество выездных заседаний по мониторингу деятельности подразделений органов внутренних дел по внедрению новых цифровых методов и технологий.
 
В рамках мониторинговых визитов заслушивались отчеты МВД КР по деятельности центров обслуживания населения МВД КР по принципу «Единого окна», получена информация о проблемах внедрения в деятельность подразделений ОВД «Единого реестра преступлений и проступков» (ЕРПП) и «Единого реестра нарушений» (ЕРН), о деятельности Мониторингового центра ГУОБДД и реализации компонента «Безопасный город», о деятельности вновь созданных подразделений Цифровизированного командного центра и Управления цифровой связи ГУВД г.Бишкек.
 
С января 2019 года, когда глава государства объявил курс на цифровизацию страны, прошло почти полтора года. Настало пора подвести первые итоги работы государственных органов, в частности МВД КР по внедрению новых цифровых технологий в деятельность органов внутренних дел.
 
Стратегия развития органов внутренних дел Кыргызской Республики на 2020-2023 годы предусматривает одним из приоритетных направлений деятельности МВД КР техническую модернизацию средств обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью с целью эффективного решения поставленных перед органами внутренних дел задач, а также цифровизации всех видов государственных услуг предоставляемых населению со стороны МВД КР.
 
В рамках реализации вышеназванных указов президента КР и Стратегии развития органов внутренних дел Кыргызской Республики на 2020-2023 годы МВД КР в настоящее время реализуются ряд мер, в частности:
 
1. Проводится работа по внедрению механизмов реализации принятых новых кодексов Кыргызской Республики. Принимаются меры по оснащению кабинетов проведения следственных действий (кабинеты допроса) в областных и районных подразделениях ОВД камерами видеонаблюдения, а также видеокамерами для проведения видеозаписи допросов. Данные кабинеты также оснащаются «Венецианскими стеклами».
 
Указанные меры в рамках цифровизации направлены на противодействие пыткам, насильственным действиям и иным незаконным действиям со стороны сотрудников милиции, связанных с нарушениями прав и свобод человека и гражданина, а также в целях обеспечения законности и прозрачности проведения следственных действий. Следует отметить, что за последний год заметно сократились жалобы граждан на пытки и насильственные действия со стороны сотрудников милиции при допросах, на выбивание показания силой.
 
2. Совершенствуются действующие и внедряются новые информационно-коммуникационные технологии в деятельность ОВД, реализуются задачи по дальнейшей цифровизации всех видов услуг, предоставляемых со стороны ОВД, населению. С этой целью внедряется предоставление услуг ОВД населению по принципу «Единого окна». В настоящее время «Единые окна» действуют в 2-х городах республиканского значения, а также во всех областных центрах и 12-ти городах областного значения.
 
Все эти мероприятия реализуются с целью минимизации контактов между сотрудниками ОВД и гражданами, профилактики коррупционных правонарушений. Практически прекратились жалобы граждан на то, что им трудно получить справку о судимости, а также жалобы на то, что гражданам приходится давать взятки сотрудникам милиции за выдачу таких справок.
 
3. Министерством внутренних дел КР разработана и совершенствуется система «Единого реестра нарушений», которая обеспечивает полноценный доступ к нему всех государственных органов и органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протокола и рассматривать дела о нарушениях. Также МВД КР во взаимодействии с органами прокуратуры работает над совершенствованием системы «Единого реестра проступков и преступлений» наряду с обеспечением гражданам доступа в «электронном режиме» к информациям о принятых решениях по их заявлениям и жалобам, реализуются механизмы реагирования компетентных органов на заявления и жалобы по уже принятым решениям.
 
Все мы помним, что в недалеком прошлом сотрудники дежурных служб районных отделов сами решали, принимать то или иное заявление и сообщение от гражданина, или отказать в приеме жалобы и заявления, зарегистрировать сообщение или заявление гражданина, или укрыть. Следователи самостоятельно решали возбуждать уголовное дело или не возбуждать. Для отдельных недобросовестных следователей это уже превращалось в своеобразный бизнес. На сегодняшний день любое, подчеркну абсолютно любое сообщение и заявление гражданина регистрируется в Электронном журнале учета информации, после чего перенаправляется в «Единый реестр проступков и преступлений» и «Единый реестр нарушений». Сотрудники милиции под страхом уголовного наказания обязаны регистрировать заявления и сообщения граждан и принимать по ним решения. Генеральная прокуратура в реальном режиме времени осуществляет контроль за тем, чтобы заявления и сообщения граждан как следует регистрировались и чтобы по ним принимались законные решения.
 
В целом граждане перестали жаловаться на то, что их сообщения и заявления не принимаются и игнорируются, сократились жалобы на то, что следователями не возбуждаются уголовные дела.
 
4. Министерство внутренних дел среди других государственных органов является активным участником развития системы межведомственного взаимодействия «Түндүк». На сегодняшний день усовершенствованы автоматизированные информационные системы «Розыск», «Ориентировка», «Оцифровка», осуществляется поиск и внедрение новых направлений автоматизированных информационных систем в практическую деятельность органов внутренних дел.
 
Указанные информационные системы направлены на то, чтобы совершенствовать взаимодействие между всеми государственными органами. Если государственные органы сократят бумаготворчество и бюрократию, это непременно скажется на гражданах. Гражданам страны не надо будет бегать по разным инстанциям и собирать бумаги, глава государства поставил задачи по цифровизации деятельности государственных органов и созданию электронного правительства с тем, чтобы сами государственные органы без бумажной волокиты владели информацией о гражданах и перестали их гонять за справками из одного ведомства в другое.
 
5. С целью создания удобства для граждан в ГУВД г.Бишкек реформирован Центр оперативного реагирования, известная народу как служба-102, на ее базе создан Цифровизированный командный центр. Таким образом цифровизирована услуга «102», количество операторов в Центре увеличено в 3 раза, улучшена коммуникация между гражданами и милицией. Операторы 102 c использованием спутникового навигатора видят место расположения патрульных нарядов в городе и с целью оперативного реагирования направляют ближайшие наряды к обращающимся гражданам и потерпевшим.
 
Жители столицы заметили, что в городе стало заметно увеличиваться количество патрулей милиции, которые обеспечивают общественную безопасность и общественный порядок. Многие граждане отмечают, что если раньше милицию вызывали через 102 и ждали несколько часов, то сегодня патрульные наряды прибывают по вызову граждан в среднем за 7-10 минут.
 
Горожане заметили, что обеспечение режима чрезвычайной ситуации и карантинных мероприятий легли именно на плечи сотрудников патрульных милиции.
 
Сегодня каждый сотрудник патрульной милиции, участковый инспектор милиции носит нагрудный видеорегистратор, это позволяет руководству подразделений ОВД осуществлять круглосуточный контроль за их деятельностью. Данные мероприятия направлены на то, чтобы обеспечить безопасность граждан и самих сотрудников милиции, осуществлять контроль за исполнением сотрудниками милиции своих функциональных обязанностей в рамках требований законов, предупреждать коррупционные проявления среди сотрудников, осуществлять контроль за соблюдением инструкций, требующих вежливого общения сотрудников милиции с гражданами, с целью возврата доверия и уважения граждан к милиции.
 
Если раньше граждане снимали на мобильные телефонные аппараты злоупотребления и нарушения со стороны сотрудников милиции, то сегодня гражданам достаточно запомнить номер жетона сотрудника патрульной милиции или номер на видеорегистраторе участкового инспектора милиции, указать данные номера в своих заявлениях и жалобах, указать примерную дату и время. В ГУВД Бишкека и Управлении патрульной службы милиции созданы специальные подразделения, которые обязаны просматривать эти видеозаписи из носимых видеорегистраторов, проводить по ним служебные расследования и выносить мотивированное заключение.
 
6. В 2019 году Министерству внутренних дел совместно с Государственным комитетом информационных технологий наконец-таки удалось запустить проект «Безопасный город»
 
После установки аппаратно-программных комплексов в Чуйской области и в Бишкеке количество дорожно-транспортных происшествий сократилось на 65-70 процентов, а в местах, где установлены камеры, не зарегистрировано ДТП со смертельным исходом. Этот проект сыграл важную роль в предупреждении и профилактике аварий, угрожающих жизни и безопасности граждан. В целом проект оправдал возлагаемые на него надежды. Повсеместная установка камер на дорогах, перекрестках и трассах страны позволила существенно снизить количество дорожно-транспортных происшествий, а соответственно снизить и число смертей.
 
Таким образом, заявленный президентом Кыргызской Республики Жээнбековым С.Ш. вектор на развитие страны путем цифровизации деятельности государственных органов, в частности Министерства внутренних дел Кыргызской Республики, дает положительные и вполне ощутимые плоды. За эти полтора года сделано очень многое, не заметить этого просто невозможно!
 
Конечно, остается много проблем во внедрении цифровых технологий во все сферы деятельности государственных органов, в том числе органов внутренних дел, многие из них связаны с недофинансированием мероприятий по цифровизации, игнорированием рядом руководителей государственных органов поставленных задач и планов. В системе МВД КР «лед тронулся», цифровизация деятельности органов внутренних дел идет в нужном направлении, важно не терять этот темп. Необходимо чтобы высшее политическое руководство нашей страны продолжало далее продвигать и поддерживать эти начинания.

добавлен: 18.05.2020 06:57
просмотров: 643