Кыргыз Республикасынын мамлекеттик органдарынын коомдук кеңештери
Общественные советы государственных органов Кыргызской Республики
Public Councils of State Bodies of the Kyrgyz Republic
 


Когда в товарищах согласье есть

Пятница, 5 августа 2011
Когда в товарищах согласье есть 
 
Недавно стал случайным свидетелем разговора двух сотрудников Государственного комитета национальной безопасности. Один из них жаловался на плохие  жилищные условия: живет  с семьей на квартире, ждет  прибавления в семействе, а на  лейтенантское жалование не очень-то развернешься. Второй, немного помолчав, посоветовал сослуживцу,  прежде  чем идти к руководству, обратиться в  общественный наблюдательный совет.
Невольно подслушанный разговор двух офицеров подтолкнул к мысли встретиться с  председателем общественного наблюдательного совета (ОНС) при ГКНБ доктором юридических наук Кайратом ОСМОНАЛИЕВЫМ и попросить его ответить  на несколько вопросов. 
 

- Кайрат, контролировать деятельность гражданских  госструктур, скажем,  того же Минобразования и закрытого по своему  предназначению силового ведомства, – это две разные вещи. В  чем, по-твоему,  заключаются особенности  деятельности ОНС при ГКНБ?
- В целом  практика показывает, что  общественные  наблюдательные советы сегодня играют большую роль в построении  демократического государства. Не последнее место в этом  процессе отводится ОНС при силовых структурах. Чаще других  они становятся  объектами пристального  внимания и критики со стороны  общественности в области соблюдения прав человека.
Общество заинтересовано  в том, чтобы такая мощная структура, как  ГКНБ, была прозрачной и  транспарентной. Но не надо забывать, что это ведомство решает задачи по обеспечению национальной безопасности государства, и в  этой связи оно должно быть открытым, подконтрольным обществу в разумных пределах. Никто не будет оспаривать тот факт, что сегодняшнее руководство ГКНБ достаточно открыто для СМИ. Вспомним первые его заявления, размещенные на интернет-сайтах и страницах периодических изданий после апрельских событий. Там  достаточно откровенно звучало признание в том, что последние несколько лет спецслужбы защищали интересы  клана Бакиевых и  работали по его указке. Такое  публичное покаяние у меня, например, вызывает уважение. Только скептики не видят, как сегодня меняются облик  органов национальной  безопасности и  их предназначение. И  задача общественного наблюдательного  совета – помочь  им в этом процессе. В  плане совета отражены, на наш взгляд, самые приоритетные  направления  для решения острых и насущных проблем ведомства.
- Вот об этом подробнее, пожалуйста…
- Прежде всего это вопросы организации конструктивного диалога  руководства ГКНБ с  институтами гражданского общества. Совместно с  управлением правового обеспечения  будем проводить мониторинг реагирования ГКНБ на поступившие по телефонам доверия жалобы и предложения. Намечены также мероприятия  по контролю за условиями содержания   подследственных в СИЗО ГКНБ и соблюдением их прав. Большое место в нашей работе занимают инициативные предложения по реформированию системы органов нацбезопасности. Хотя, повторюсь,  она достаточно консервативна и не может подвергаться каким-то сиюминутным и непродуманным преобразованиям.
В 1998 году тогдашнее  правительство приняло Концепцию развития  органов  национальной безопасности, но она тут же  благополучно умерла. Там  были обозначены две  модели, какими должны быть спецслужбы, при этом  ни намека на то, что им отводилась главенствующая роль в обществе, как это было в  советские времена. Но, как показали годы правления  Акаева и Бакиева, продолжая  традиции,  спецслужбы так и остались репрессивным органом. Сегодня органы нацбезопасности не занимаются политическим   сыском и не преследуют инакомыслящих, а  выполняют прямые обязанности – обеспечивают безопасность государства. Яркий пример этому – последняя спецоперация по разоблачению и задержанию преступной  группировки,  занимающейся продажей оружия. Ее долго разрабатывали, грамотно проводили оперативно-следственные  мероприятия, что позволило выявить всю преступную схему   сбыта оружия и ее фигурантов.
Еще одно из направлений  работы  совета – анализ общественных  экспертиз деятельности ГКНБ. Экспертная оценка уровня обеспечения национальной безопасности, безусловно, очень важный  вопрос. Здесь мы надеемся  на поддержку со стороны  общественности.
- Как ты себе это представляешь?
- Принимая какие-либо управленческие решения по рекомендациям ОНС, необходимо отталкиваться от мнения общества.
- Все это, конечно, хорошо. Но  как вы, члены ОНС, собираетесь претворять свои начинания  в жизнь, если по-прежнему люди ежатся только при одном упоминании аббревиатуры органов нацбезопасности?
- Заставляет их это делать  сложившийся за 20 лет суверенитета нашего государства стереотип. Еще свежи в памяти граждан факты  беззакония, крышевания и  устранения неугодных со стороны сотрудников спецслужб.  Возьмите хотя бы того же  Алдаяра Исманкулова, чья  вина в убийстве  журналиста  Геннадия Павлюка сегодня подтверждается неопровержимыми доказательствами. Поэтому одно из самых приоритетных  направлений работы ОНС  – создание  положительного имиджа сотрудников ГКНБ. Это не только  конструктивные взаимоотношения с СМИ. С учетом возрастающей угрозы экстремизма и терроризма  необходимо плодотворно работать со всеми религиозными конфессиями и слоями общества.
В продолжение разговора  о наших планах на будущее могу сказать, что мы запланировали  мероприятия по анализу  реагирования руководства страны на  аналитические и служебные  записки руководства ГКНБ по той или иной ситуации в стране.  Например, прежняя власть просто проигнорировала информацию  спецслужб о том, что  весной прошлого года в стране  могут произойти  массовые беспорядки. В связи с этим возникает еще одна проблема, над которой  мы сейчас работаем. Речь идет о схеме  оповещения населения и общественности об угрозах национальной безопасности государства. В Америке,  например, при угрозе  террористической атаки есть три уровня оповещения: зеленый,  желтый и красный. У нас же  эта система не отработана.
Коротко упомяну еще об одном направлении работы  общественного наблюдательного совета – это помощь в  повышении эффективности кадровой политики и  в вопросах социальной  защиты сотрудников ГКНБ.
- Из всего сказанного выше можно ли сделать вывод о том, что вместе со страной органы национальной безопасности начали жить с чистого листа. Как  юрист, можешь дать оценку их  деятельности после  Апрельской революции?
- Очевидно  их стремление определиться с целями и задачами на  концептуальном уровне. И в этом  они должны чувствовать  поддержку  всего  общества. Каких-то  провальных моментов сегодня в  деятельности спецслужб я не вижу. Назрела острая необходимость  в ревизии безнадежно устаревшей нормативно-правовой  базы спецслужб. ГКНБ должен  обладать широкими и приоритетными полномочиями в вопросах обеспечения  национальной безопасности. Оценку деятельности спецслужб можно давать только в условиях реальных рисков,  как это было летом прошлого года: треснула вся система нацбезопасности, и не только она, но и система обеспечения  правопорядка. Судя по последним спецоперациям по уничтожению членов международных террористических организаций, разоблачению и задержанию торговцев оружием, спецслужбы  готовы адекватно ответить на  внутренние и внешние  угрозы безопасности и территориальной  целостности нашей страны.
- В общественном наблюдательном совете  при МВД выработали  даже свой кодекс об этике…
- Думаю, что двух-трех пунктов в регламенте работы совета, касающихся соблюдения  его членами этических норм, вполне достаточно.
- Как складываются отношения с руководством ГКНБ?
- Конструктивные  предложения  и инициативы членов ОНС  воспринимаются с пониманием,   заинтересованно. Положительный момент: глава ГКНБ  Кенешбек Душебаев не видит  в нас общественного органа с контролирующими  функциями. Такой же  линии поведения придерживаются  его  подчиненные – от рядовых сотрудников до заместителей и  начальников управлений. Кенешбек Асанбекович  называет нас своей правой рукой.  Это, конечно, льстит и в  то же время ко многому обязывает. Такие взаимоотношения позволяют оперативно решать самые насущные проблемы ведомства.
- Кайрат, вопрос не  по теме: есть ли необходимость  в экстрадиции  Камчибека Кольбаева в Кыргызстан?
- Не вижу в этом особого смысла. Во-первых, он продолжает влиять на внутреннюю безопасность государства за счет  своего авторитета вора в законе в исправительных учреждениях. Во-вторых, хорошо зная ужимки  отечественной  Фемиды, скажу: может оказаться так,  что он недолго задержится в местах лишения свободы и, выйдя  оттуда,  займется   своим прежним ремеслом, в  том числе организацией бунтов и беспорядков  на зонах. Кара за  преступление, которое  совершил Камчи в  Объединенных Арабских Эмиратах, очень суровая. Пусть лучше  сидит там, нашей стране спокойнее будет. Не исключено, что  видеть Камчи здесь мечтают определенные силы, в планы которых входит дестабилизация обстановки.
 
Вопросы задавал
Сергей СИДОРОВ.
Слово Кыргызстана.


добавлен: 25.08.2013 16:49
просмотров: 661