Кыргыз Республикасынын мамлекеттик органдарынын коомдук кеңештери
Общественные советы государственных органов Кыргызской Республики
Public Councils of State Bodies of the Kyrgyz Republic
 


ГКНБ должен стать надежным щитом национальной безопасности страны! Предложения по совершенствованию работы ГКНБ

Радикальные изменения общественных отношений, и главное – возросшая динамика таких перемен – обязывают кардинально менять методы и направления деятельности спецслужб. Традиционные формы работы уже показали свою неэффективность, особенно в периоды так называемых революций, межнациональных конфликтов, нарастания протестных выступлений, появления новых политтехнологий  и совершенствования методов и средств манипулирования общественным сознанием.   
 
Говоря о службе национальной безопасности, мы подразумеваем не просто  государственную структуру, а построение целой системы государственной безопасности, которая не может замыкаться только на ГКНБ, но должна включать в себя комплекс мер и организаций. Если именно так понимать систему национальной безопасности, тогда очевидно, что она включает в себя ряд смежных общественных институтов, в первую очередь, конечно, правоохранительных органов, судов, СМИ, политических организаций,  религиозных конфессий, и т.д. 
 
Трудно давать оценку деятельности ГКНБ, потому как нет у общества даже элементарного представления о стандартах безопасности, нет общепринятых норм, и даже понятия «права и свободы человека» еще не стали в нашем обществе признанными правами. Зато в обществе укоренились превратные представления о справедливости, которые больше основаны на элементарном коллективном, региональном, национальном эгоизме. О каких правах человека  и какой государственной безопасности можно вести речь, если в обществе доминируют оправдания  кровной мести, права женщин приносятся в жертву национальным традициям (воровство невест),  оправдываются коррупция, регионализм и трайбализм? Если люди уверены в силе толпы и ее праве на любые беззакония (погромы, мародерство, убийства), а закон ни в грош не ставят! 
Но именно эти обстоятельства и обязывают  усилить и кардинально изменить методы работы ГКНБ.  Политики, призывающие к ликвидации этой  структуры или ограничению  сфер ее деятельности, или не понимают самой сути государственной безопасности, или сознательно создают ситуацию по расшатыванию государственных устоев.
  
1. Должен быть расширен перечень (список) потенциальных угроз для существования государства. В этот перечень должны войти угрозы, связанные с современными коммуникационными технологиями. При этом целесообразно все же провести четкие границы в полномочиях ГКНБ и органов МВД. 
 
2. Методы негативного воздействия на государственные структуры, общественные организации, в целом посягательства на суверенитет, территориальную целостность, экономическую безопасность стали более изощренными и гораздо опаснее, чем 10-20 лет назад. Очевидно, что необходимо создавать межведомственные спецгруппы для исследования и  адекватного реагирования на новые угрозы. 
 
3. ГКНБ зачастую борется не с причинами тех или иных негативных явлений, а с их следствием. К примеру, огромные силы и средства расходуются на выявление и обезвреживание террориста, но при этом из поля зрения служб выпадают причины, которые способствуют росту числа недовольных и озлобленных граждан. Для предупреждения конфликтов органы правопорядка и ГКНБ тесно работают с местными администрациями, государственными ведомствами. При этом важно, чтобы последние не игнорировали предупреждения спецслужб о назревании конфликтов. 
 
4. Особое внимание ГКНБ обязан уделять вопросам межнациональных отношений, которые уже не единожды становились причиной кровавых столкновений, огромных человеческих потерь, основным источником проблем для экономики страны, и самого существования государства. Специалисты в этой сфере безошибочно указывают на причины, порождающие межнациональные конфликты. Но еще не было прецедента, когда за разжигание межнациональной неприязни кто-то понес бы наказание. А безнаказанность порождает вседозволенность. А оскорбление национального достоинства рано или поздно приведет к крови. Прямая обязанность ГКНБ - оперативно реагировать на любые националистические выпады,  внимательно отслеживать политические заявления и инициативы, подвергать  тщательной ревизии законопроекты и нормативные акты местных органов власти на содержание в них дискриминации по национальному, языковому признаку, вероисповеданию и пр. У ГКНБ есть  солидный штат общественников, можно подключить к этому делу ряд общественных организаций, фондов. 
 
5. Внешняя безопасность Кыргызстана обеспечивается не только усилиями ГКНБ и МИДа, Администрации Президента, другими внешнеполитическими и экономическими ведомствами. Серьезный ущерб интересам государства и даже его безопасности  наносят иные гуманитарные акции - извращения истории взаимоотношений Кыргызстана с другими странами,  иные трактовки исторических событий древности, которые оскорбляют чувства других народов, представляют историю этих государств в искаженном виде. Подобное недопустимо в цивилизованном обществе. Последнее время ряд историков усердствуют в очернении истории взаимоотношений между Кыргызстаном и Россией,  опровергают  исторические факты о добровольном вхождении кыргызских племен в состав Российской империи, а период  нашей совместной истории именуют «колониальным прошлым» для Кыргызстана.  Это делается не случайно. Цель ясна – осложнить взаимоотношения между Кыргызстаном и Россией, заставить Кыргызстан поменять свои внешнеполитические ориентиры. Только не понятно, что последует после охлаждения этих отношений?  Кто будет пожинать плоды? 
 
6. Манипулирование общественным сознанием сегодня стало обычным явлением. Чем ниже уровень образованности людей, тем эффективнее методы скрытого управления людьми. Ни для кого не секрет, как готовятся революции и как они реализуются. Кыргызстан пережил две ситуации, и он не застрахован от повторения того же сценария.  В стране немало политиков, которые хотят еще раз устроить революционную ситуацию (и такие попытки были). При этом, как правило,  именно «новые революционеры» становятся инициаторами нападок на ГКНБ, обвиняя службу безопасности во вмешательстве в  политические процессы, в поддержке властных структур.  Но именно ослабление системы безопасности и приводит  к «революционной ситуации».  Должен ли ГКНБ реагировать на политические процессы с целью недопущения массовых беспорядков, крупномасштабных конфликтов, предотвращать  «народные выступления»? Имеют ли право даже несколько тысяч человек навязывать всему обществу  свою волю,  правила «игры»?  Правомерно ли преследовать сотрудников спецслужб, которые выполняли свой профессиональный долг? Иными словами, пора  ставить вопрос ребром:  нам нужен порядок, или хаос? Демократия вовсе не означает вседозволенность. А интересы даже сравнительно большой группы граждан не всегда совпадают с интересами всего государства, всего народа.  ГКНБ обязан на ранних стадиях подготовки очередного «восстания»  нейтрализовать попытки манипулирования общественным сознанием, остановить подготовку очередного путча или межнационального конфликта. 
 
7. Для того, что действия этой структуры были правильно поняты обществом, чтобы противники укрепления государственности не глумились над ГКНБ, служба национальной безопасности должна озаботиться собственной безопасностью. Здесь необходимо не только укрепление дисциплины в собственных рядах, но и хороший PR. ГКНБ обязан поддерживать тесные связи со всеми  СМИ, проводить наступательную информационную политику – не оправдываться, а своевременно разъяснять ситуации, давать полный и беспристрастный анализ действительности. Потеря инициативы грозит потерей имиджа. Ныне существующая пресс-служба ГКНБ пока не в состоянии решать эти задачи: нет ни специалистов, ни соответствующего технического оснащения. 
 
8. Обществу нужен образ врага, или на худой конец виновника всех  несчастий. Бакиев активно использовал образ Аскара Акаева, называя его виновником всех бед кыргызстанцев. Новая власть тоже самое делает с образом Бакиева, тем более, что и выдумывать ничего особенного не надо.  Этот прием можно использовать год – полтора, потом у людей начинается аллергия на эти аргументы. Нужен новый образ врага.  С подачи иных политиков «врагом народа» пытаются сделать ГКНБ – информационная атака уже идет.  Не прошло и года с начала работы правительства, как слышатся снова крики «Кетсин» уже в адрес премьера. Все это контрпродуктивно. Нужна иная идеологическая концепция для оправдания нашего общественного застоя и хронического экономического кризиса. Но сначала следует отказаться от героизации революции, как метода решения всех проблем. Героями должны стать не революционеры, а те люди, которые сами решают свои проблемы, не перекладывая их на плечи государства. Но в нашей стране делается все наоборот! А потом мы удивляемся: и почему в стране такой  бардак и беспредел? 
 
9. ГКНБ должен стать не просто информатором о тех или иных событиях – он должен объяснять людям причины опасных  процессов. Если общество будет проинформировано об опасности тех или иных идеологических, политических концепций – оно не пойдет на поводу у политиканов и экстремистов. У каждого человека есть чувство самосохранения – на нем и должен строить свою работу ГКНБ. Для этого ГКНБ должен иметь достаточно сил и средств, чтобы отслеживать общественные и политические процессы в обществе.  Отстранение  спецслужб от такой работы – подрыв безопасности страны. В Кыргызстане зарегистрированы и с разной степенью активности работают более 20 тысяч неправительственных организаций. Несомненно, многие из них занимаются благими и полезными обществу делами, но немало НПО  выполняют чисто разведывательные функции, а иные занимаются подстрекательством к протестам и беспорядкам, подрывом государственных институтов, разжиганием межнациональной розни. Если за религиозными организациями существует определенный контроль, то  общественные организации у нас свободны в своих действиях. И свободны до безответственности. Но так быть не должно.  ГКНБ не должен превращаться в орган по тотальному контролю за общественными процессами с функциями по их ограничению, но в целях государственной безопасности эта структура должна иметь демократические механизмы для защиты этих общественных процессов от опасных тенденций.  Понимают ли сотрудники этой службы весь комплекс задач, которые стоят перед ними?  Понимают ли представители власти этот участок работы? 
 
Но насколько законодательная база этой структуры соответствует современным требованиям? Будет ли новое положение об этой службе соответствовать времени и эффективно противодействовать новым угрозам?  В реализации этой и других задач и должен помочь ОНС ГКНБ. Ведь все мы заинтересованы в мире и стабильности в нашей республике, в развитии экономики и демократических институтов.   
 

Аркадий Гладилов зам. председателя ОНС ГКНБ  ... 


добавлен: 25.08.2013 16:59
просмотров: 708