Эксперты Антикоррупционного делового совета по предложению ОНС в августе 2011 года провели оценку системы государственных закупок ОАО «Национальные электрические сети Кыргызстана» и выявили, что с января по 8 октября 2010 года ОАО «НЭСК» работал без плана государственных закупок. В процессе исследования экспертами были изучены документы по 17 тендерам из 18 проведенных закупок за 2010 год.
В заключении говорится, что при проведении тендера ОАО «НЭСК» устанавливало только один из критериев: к тендерной заявке. Кроме того, ни в одном тендере, в тендерных документах не были установлены условия расторжения договора, сроки оплаты, в какие сроки необходимо поставить товар, в какие сроки начать оказывать услуги, строительство или ремонт, и в какие сроки необходимо завершить. Отсутствие конкретных сроков оплаты может привести к повышению цен, так, как участник тендера включает в свою цену все упущенные выгоды, говорится в сообщении.
В тендерных документах по закупке «Строительство и Реконструкция» закупались как «услуги». В нормативно-правовых документах для закупки услуг и для строительства разработаны разные тендерные документы с разными требованиями. В трех тендерах на сумму 141,6 млн сомов «Проектирование и Строительство» «НЭСК» провел тендера, не имея проектно-сметную стоимость объектов.
Например, из-за неправильного отбора победителя в тендере по закупке лицензированного программного обеспечения ОАО «НЭСК» понесло убытки в сумме 242,3 тыс. сомов.
Результаты исследования показали, что в ОАО «НЭСК» в процессе проводимых закупок не достигли обеспечения максимальной экономичности и эффективности закупок. Только на примере одной закупки, а именно тендера №24-10 по закупке «Проектирование и строительство двухцепной ВЛ 110 кв. Алай-Кадамжай протяженности 38 км» на сумму 123 млн 600 тыс. сомов, что составляет 40% от общей суммы закупок, выявлено неэффективное использование. Не определив сметную стоимость объектов строительства, провели тендер на проектирование и строительство.
Отделом закупок не создана база данных производителей товарно-материальных ценностей, обладателей исключительных прав поставщиков/подрядчиков, имеющих лицензии на право осуществления работ и услуг. В процессе исследования Антикоррупционным ДС сделан запрос в Госагентство архитектуры и строительства о предоставлении списка имеющих лицензии на строительство высоковольтных линий. Предоставлен список 33 организаций, имеющих лицензии на строительство высоковольтных линий и 12 организаций, имеющих лицензии на проектирование высоковольтных линий электропередач. «При проведении тендера нет практики прямого приглашения к участию в тендере, что, возможно, повлекло за собой отсутствие потенциальных поставщиков», - отмечается в сообщении.
Неправильный отбор и необеспечение равных условий для всех участников тендера, привели к предполагаемому ущербу компании в сумме 596,6 тыс. сомов по двум тендерам на сумму 4 млн 800 тыс. сомов.
При подробном изучении закупок из одного источника выявлено следующее: в соответствии с законодательством закуплено только 20% от общей суммы закупок из одного источника. Остальные 80% закупались без проведения тендера и без согласования с Минфином КР. Также было отмечено, что отделом закупок не проводится работа по публикации информации о планах закупок.
По материалам издания Tazabek http://www.tazabek.kg/news:263151...
.
|