Кыргыз Республикасынын мамлекеттик органдарынын коомдук кеңештери
Общественные советы государственных органов Кыргызской Республики
Public Councils of State Bodies of the Kyrgyz Republic
 


ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О порядке рассмотрения обращений граждан

г.Бишкек
от 4 мая 2007 года N 67 
 
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 
 
О порядке рассмотрения обращений граждан 
 
(В редакции Законов КР от 26 февраля 2008 года N 16, 15 июля 2009 года N 214, 3 мая 2011 года N 17) 
 
Настоящий Закон направлен на правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права каждого на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, закрепленного Конституцией Кыргызской Республики, а также порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
(В редакции Закона КР от 15 июля 2009 года N 214) 
 
Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе 
 
Используемые в настоящем Законе основные термины означают следующее:
1) обращение гражданина (далее - обращение) - изложенное в письменной или устной форме предложение, заявление, жалоба;
2) предложение - обращение, содержащее рекомендацию гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, улучшению деятельности органов государственной власти Кыргызской Республики и органов местного самоуправления, решению вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества;
3) заявление - обращение, содержащее просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, а также недостатках в деятельности указанных органов и должностных лиц;
4) жалоба - обращение, содержащее просьбу гражданина о восстановлении его нарушенных прав и свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;
5) индивидуальное обращение - обращение одного гражданина;
6) коллективное обращение - обращение двух и более граждан, обращение организаций от имени граждан, а также резолюции митингов и собраний;
7) должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления. 
 
Статья 2. Основные принципы работы с обращениями граждан 
 
Основными принципами работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц по рассмотрению обращений граждан являются:
1) защита прав и свобод человека и гражданина;
2) законность, демократичность, доступность;
3) обязательность рассмотрения обращений;
4) своевременность, объективность и полнота рассмотрения обращений;
5) равенство граждан при рассмотрении обращений;
6) персональная ответственность за исполнение служебных обязанностей;
7) подконтрольность и подотчетность в рассмотрении обращений.
(В редакции Закона КР от 26 февраля 2008 года N 16) 
 
Статья 3. Законодательство об обращениях граждан 
 
Законодательство о порядке рассмотрения обращений граждан состоит из Конституции Кыргызской Республики, настоящего Закона, законодательных актов Кыргызской Республики и нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 
 
Статья 4. Право граждан на обращение 
 
1. В Кыргызской Республике каждый гражданин имеет право обращаться лично или через своего представителя в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к их должностным лицам, которые обязаны предоставить обоснованный ответ в установленный законом срок.
2. Органы, указанные в части 1 настоящей статьи, их должностные лица не вправе лишать граждан права на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами или ограничивать их в таком праве.
3. Заявления и жалобы в интересах несовершеннолетних или недееспособных лиц вправе подавать их законные представители, а также органы опеки и попечительства.
4. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом на обращение в соответствии с настоящим Законом, если иное не предусмотрено действующим законодательством Кыргызской Республики или международными договорами.
5. Обращения граждан, поступившие в установленном порядке из редакций газет, журналов, телевидения, радио и других средств массовой информации, по линии прямой телефонной связи, рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики и настоящим Законом.
6. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
7. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
(В редакции Закона КР от 3 мая 2011 года N 17) 
 
Статья 5. Пределы действия настоящего Закона 
 
Действие настоящего Закона распространяется на все обращения граждан, за исключением:
1) обращений, связанных с изобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями, порядок которых регламентируется законодательством Кыргызской Республики;
2) обращений, которые рассматриваются в порядке уголовного и гражданского судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях;
3) обращений, вытекающих из отношений, складывающихся внутри коллективов коммерческих организаций и общественных объединений, регулируемых нормами законодательства Кыргызской Республики, их уставами и положениями;
4) обращений, для которых предусмотрен иной порядок рассмотрения, установленный законами Кыргызской Республики. 
 
Статья 6. Требования, предъявляемые к письменному обращению 
 
1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
2. Заявление, жалоба гражданина должны быть обоснованными. В случае необходимости к ним прилагаются документы, подтверждающие доводы гражданина. 
 
Статья 7. Личный прием граждан 
 
1. Должностные лица и руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, правомочные принимать решения по существу обращений, обязаны проводить личный прием граждан не реже одного раза в неделю.
2. Прием проводится в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы. 
 
См.:
постановление Правительства КР от 29 октября 2009 года N 672 "Об утверждении графиков приема граждан Премьер-министром Кыргызской Республики, первым вице-премьер-министром Кыргызской Республики, вице-премьер-министром Кыргызской Республики, вице-премьер-министром Руководителем Аппарата Правительства Кыргызской Республики, руководителями министерств и административных ведомств Кыргызской Республики на ноябрь-декабрь 2009 года";
постановление Правительства КР от 31 января 2011 года N 32 "Об утверждении графиков личного приема граждан Премьер-министром Кыргызской Республики, первым вице-премьер-министром Кыргызской Республики, вице-премьер-министрами Кыргызской Республики, министром Кыргызской Республики - Руководителем Аппарата Правительства Кыргызской Республики, заместителями Руководителя Аппарата Правительства Кыргызской Республики, заведующими отделами Аппарата Правительства Кыргызской Республики на февраль-март 2011 года";
распоряжение Премьер-министра КР от 28 февраля 2011 года N 141 (Об утверждении графика личного приема граждан министрами и председателями государственных комитетов Кыргызской Республики на 2011 год);
распоряжение Премьер-министра КР от 31 марта 2011 года N 184 (Об утверждении графиков личного приема граждан Премьер-министром Кыргызской Республики, первым вице-премьер-министром Кыргызской Республики, вице-премьер-министрами Кыргызской Республики, министром Кыргызской Республики - Руководителем Аппарата Правительства Кыргызской Республики и заместителями Руководителя Аппарата Правительства Кыргызской Республики, заведующими отделами Аппарата Правительства Кыргызской Республики на II квартал 2011 года);
распоряжение Премьер-министра КР от 4 июля 2011 года N 335 (Об утверждении графика личного приема граждан Премьер-министром КР, первым вице-премьер-министром КР, вице-премьер-министрами КР, министром КР Руководителем Аппарата Правительства КР и графика приема и работы с обращениями граждан заместителей Руководителя и заведующих отделами Аппарата Правительства КР на III квартал 2011 года);
распоряжение Премьер-министра КР от 22 сентября 2011 года N 442 (Об утверждении графиков личного приема граждан) 
 
3. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
4. В случае если вопрос, изложенный в устном обращении, не может быть решен во время личного приема, обращение может излагаться гражданином в письменной форме и подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Законом.
5. В случае если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение куда и в каком порядке ему следует обратиться.
6. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
7. Граждане, приехавшие из отдаленных регионов республики, имеют право на внеочередной прием. Отказ в приеме не допускается.
(В редакции Законов КР от 26 февраля 2008 года N 16, 15 июля 2009 года N 214) 
 
Статья 8. Сроки рассмотрения письменного обращения 
 
1. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение одного дня с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов.
2. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
3. В случаях если для разрешения обращения гражданина необходимо проведение специальной проверки (экспертизы), истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения жалоб могут быть в порядке исключения продлены, но не более чем на 30 дней. Решение об этом принимается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом и сообщается заявителю в письменной форме.
4. В случае если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение пяти дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
(В редакции Закона КР от 15 июля 2009 года N 214) 
 
Статья 9. Порядок рассмотрения обращений граждан, поступивших в письменной форме 
 
1. Обращения граждан могут передаваться по почте либо лично.
2. Граждане вправе обращаться на государственном, официальном или любом другом языке народов Кыргызской Республики. Ответы на письменные обращения граждан даются на языке обращения. В случае невозможности дать ответ на языке обращения используется государственный или официальный язык Кыргызской Республики.
3. Обращения граждан рассматриваются руководителем государственного органа или органа местного самоуправления лично. Порядок их последующего рассмотрения устанавливается руководителем.
4. Письменные обращения считаются разрешенными в случае, если они рассмотрены, по поставленным в них вопросам приняты необходимые меры и гражданам письменно даны ответы в сроки, указанные в статье 8 настоящего Закона.
5. Ответ на коллективное обращение направляется по адресу гражданина, указанного в обращении первым, если иное не оговаривается в тексте.
6. В случае если текст обращения не поддается прочтению, то лицо, рассматривающее данное обращение, приглашает заявителя (если фамилия и почтовый адрес заявителя поддаются прочтению) для уточнения и выяснения сути и доводов обращения. Если лицу, рассматривающему обращение, не удается связаться с заявителем, дальнейшее рассмотрение обращения прекращается, о чем сообщается заявителю в письменной форме.
7. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
8. Письменное обращение гражданина, в котором не указаны его фамилия и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
9. В случае отказа гражданина от своего письменного обращения в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 настоящего Закона должностное лицо государственного органа, органа местного самоуправления, рассматривающее обращение, принимает решение о прекращении по нему производства, за исключением случаев, когда в обращении содержатся сведения о нарушении прав, свобод и (или) законных интересов граждан.
(В редакции Закона КР от 26 февраля 2008 года N 16) 
 
Статья 10. Повторные обращения 
 
1. Повторные обращения (устные и письменные), в которых не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, рассмотрению не подлежат если по ним имеются исчерпывающие материалы проверок и гражданам даны ответы в порядке, установленном настоящим Законом. Новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
2. В случае если гражданин не удовлетворен решением, полученным по результатам рассмотрения обращения, он имеет право на обжалование решения в судебном порядке. 
 
Статья 11. Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением 
 
1. Запрещается преследов


добавлен: 25.08.2013 17:37
просмотров: 1065