Кыргыз Республикасынын мамлекеттик органдарынын коомдук кеңештери
Общественные советы государственных органов Кыргызской Республики
Public Councils of State Bodies of the Kyrgyz Republic
 


Закон КР Об административных процедурах

г.Бишкек
от 1 марта 2004 года N 16 
 
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 
 
Об административных процедурах 
 
О мерах по реализации данного Закона см. постановление Правительства КР от 27 мая 2004 года N 392 
 
Глава I. Общие положения
Глава II. Процедуры организации работы административных органов
Глава III. Подача заявления о рассмотрении административного дела
Глава IV. Процедуры рассмотрения административных дел
§1. Рассмотрение административных дел в ходе личного приема
§2. Рассмотрение административных дел по упрощенной процедуре
§3. Рассмотрение административных дел в заседании
Глава V. Вынесение решения по административному делу
Глава VI. Условия и порядок обжалования решений по административным делам
Глава VII. Исполнение решений по административным делам
Глава VIII. Ответственность административных органов
Глава IX. Заключительные положения 
 
Настоящий Закон устанавливает процедуры, способствующие совершенствованию организации управленческой деятельности административных органов и соблюдению прав и свобод граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, защите личных, общественных и государственных интересов. 
 
Глава I
Общие положения 
 
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе 
 
1. Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
административные процедуры - установленные регламентные нормы, определяющие основания, условия, последовательность и порядок рассмотрения и разрешения административных дел, которые включают в себя:
- порядок принятия и исполнения административными органами решений по осуществлению административных функций и полномочий;
- порядок организации работы административных органов;
- порядок административного рассмотрения обращений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по реализации или защите их прав и интересов;
административный орган - орган государственной исполнительной власти, исполнительный орган местного самоуправления, а также уполномоченный или специально созданный орган, наделенный правом постоянно или временно рассматривать и разрешать административные дела в сферах, регулируемых настоящим Законом;
должностное лицо - гражданин, наделенный правом рассматривать и разрешать административные дела от имени административного органа в единоличном порядке;
заинтересованные лица - граждане, индивидуальные предприниматели или юридические лица, участвующие в отношениях, регулируемых настоящим Законом, в целях приобретения, удостоверения, регистрации или сохранения определенных правомочий;
обращение заинтересованного лица - заявление или жалоба гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица, участвующего в отношениях, регулируемых настоящим Законом;
участники заседания - заинтересованные лица, представители административного органа, а также эксперты, свидетели, переводчики и иные лица, содействующие правильному рассмотрению и разрешению административных дел;
административное дело - совокупность документов и материалов, фиксирующих процесс подготовки, рассмотрения и принятия решения по предоставлению, удостоверению, регистрации или приостановлению (прекращению) правомочий заинтересованных лиц;
административное заседание - процедурная форма, в рамках которой проводится рассмотрение и разрешение административного дела коллегиальным органом или должностным лицом.
2. Иные институты, понятия и термины законодательства об организации государственной власти в Кыргызской Республике, гражданского, гражданского процессуального, арбитражного процессуального, налогового и других отраслей законодательства Кыргызской Республики, используемые в настоящем Законе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. 
 
Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Законом 
 
1. Настоящий Закон регулирует отношения по рассмотрению и разрешению административным органом дел по предоставлению, удостоверению, регистрации и приостановлению (прекращению) правомочий заинтересованных лиц (административных дел) в следующих сферах:
а) регистрация (учет) заинтересованных лиц;
б) регистрация прав на имущество и сделок с ним;
в) лицензирование отдельных видов деятельности;
г) выдача разрешений на выполнение отдельных видов работ (услуг), на эксплуатацию объектов или оборудования, а также принятие иных управленческих решений по вопросам инвестиционной и предпринимательской деятельности;
д) техническое регулирование инвестиционной и предпринимательской деятельности;
е) предоставление земельных участков, участков недр, участков лесов, водных объектов, а также изъятие этих участков и объектов у собственника или иного законного владельца;
ж) предоставление заинтересованным лицам кредитов, ссуд, субсидий, компенсаций, финансовой и материальной помощи, инвестиций, квот, гарантий, льгот и преимуществ за счет средств республиканского бюджета;
з) управление государственным имуществом или имущественными правами;
и) предоставление заинтересованным лицам жилых и нежилых помещений в зданиях государственного фонда и пользования этими помещениями;
к) назначение и выплата государственных пенсий, пособий;
л) признание за заинтересованным лицом статуса, дающего основание для получения льгот и преимуществ;
м) выдача официальных документов, имеющих юридическое значение;
н) предоставление, удостоверение, регистрация или приостановление (прекращение) иных правомочий заинтересованных лиц.
2. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения в следующих сферах:
а) подготовка и принятие нормативных правовых актов;
б) производство по делам об административных правонарушениях, уголовного, гражданского, арбитражного и конституционного судопроизводства;
в) государственная служба или трудовые отношения;
г) гражданско-правовые отношения с участием административного органа, регулируемые гражданским законодательством Кыргызской Республики, если иное не предусмотрено настоящим Законом;
д) исполнение судебных решений;
е) вынесение решений по вопросам военной службы и дисциплины, за исключением вопросов о конституционных правах и свободах граждан;
ж) исполнение международных договоров и соглашений и проведение внешней политики;
з) подготовка и принятие управленческих решений субъектами, не подпадающими под определение термина административного органа. 
 
Статья 3. Принципы установления административных процедур 
 
Предусмотренные настоящим Законом административные процедуры основываются на следующих основных принципах:
1. Заинтересованные лица вправе обращаться в административный орган для решения вопросов, входящих в компетенцию этого органа и непосредственно затрагивающих права и законные интересы такого лица.
Административный орган обязан рассмотреть обращение по вопросу, входящему в его компетенцию, и вынести соответствующее решение исходя из приоритета прав, свобод и интересов граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
2. Административный орган обязан соблюдать Конституцию Кыргызской Республики, законы и иные нормативные правовые акты и не совершать противоправных деяний.
Принятие административным органом акта или совершение любого действия (бездействия), ограничивающего конституционные права и свободы, должно основываться на Конституции Кыргызской Республики или на конкретном законе.
Принятый акт, а также любое действие (бездействие), совершенное административным органом со злоупотреблением властью, считаются недействительными.
Должностные лица и члены коллегиального органа, уполномоченные рассматривать и разрешать административные дела, несут ответственность в соответствии с законодательством за ненадлежащее исполнение своих функциональных обязанностей и превышение служебных полномочий.
3. Рассмотрение и разрешение административных дел осуществляется на началах равенства перед законом:
- юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, места нахождения, подчиненности и формы собственности;
- граждан и индивидуальных предпринимателей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к объединениям, а также другим обстоятельствам.
Запрещаются ограничение или вмешательство в осуществление прав, свобод и интересов любой стороны административного разбирательства и привилегированное отношение или дискриминация любой стороны в нарушение закона.
В случае идентичных обстоятельств по разным делам, вынесенные по ним решения также должны быть идентичны, за исключением случаев, в которых имеются законные основания для вынесения иного решения.
4. Рассмотрение и разрешение административных дел является открытым. Рассмотрение и разрешение административных дел в закрытом режиме допускается:
- в случаях, предусмотренных законодательством о государственной тайне;
- в случае удовлетворения ходатайства заинтересованного лица, ссылающегося на необходимость обеспечения тайны усыновления (удочерения) ребенка, сохранения коммерческой, банковской, нотариальной, адвокатской или иной охраняемой законом тайны;
- в случае удовлетворения ходатайства заинтересованного лица, ссылающегося на необходимость обеспечения неприкосновенности частной жизни или иных обстоятельств, предусмотренных законом.
О рассмотрении административного дела в закрытом режиме указывается в решении административного органа. Административное дело в закрытом режиме рассматривается и разрешается с соблюдением всех требований, предусмотренных настоящим Законом.
5. При рассмотрении административного дела непосредственно исследуются все доказательства, необходимые для его разрешения.
Административные органы должны осуществлять свои полномочия беспристрастно.
Должностные лица и члены коллегиального органа, уполномоченные рассматривать и разрешать административные дела, не могут участвовать в административном рассмотрении при наличии личной заинтересованности или других обстоятельств, могущих повлиять на процесс принятия решения.
6. Производство по административным делам ведется на государственном или официальном языке. Производство по административным делам может также вестись на других языках народов на территориях их компактного проживания.
Заинтересованным лицам, не владеющим языком, на котором ведется производство по административному делу, разъясняется и обеспечивается право знакомиться со всеми материалами, давать объяснения, выступать и заявлять ходатайства, подавать жалобы на родном языке либо на любом свободно избранном ими языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
Если заявление или любой другой документ, представленный заинтересованным лицом, написаны не на государственном или официальном языке, сторона должна представить нотариально заверенный перевод таких документов в срок, устанавливаемый административным органом.
7. Не допускается передача государственных полномочий по рассмотрению и разрешению административных дел полностью или частично коммерческим и некоммерческим организациям. В случаях, предусмотренных законами, такие полномочия могут передаваться компетентным государственным учреждениям.
8. Единства требований административных процедур для административных органов всех уровней. Четкого разграничения полномочий и компетенции административных органов. Подчинения нижестоящих административных органов вышестоящим органам.
9. Взаимной ответственности и баланса интересов личности, общества и государства. Экономичности и эффективности административных процедур.
Административные органы не должны издавать акты, если ущерб, наносимый таким актом законным правам и интересам лица, значительно превосходит пользу, приносимую актом.
10. Лица, участвующие в административном рассмотрении, не вправе раскрывать или использовать для внеслужебных или личных целей любую конфиденциальную информацию, полученную или созданную в ходе административного рассмотрения. Лица несут ответственность за раскрытие такой информации согласно законодательству Кыргызской Республики. 
 
Статья 4. Законодательство об административных процедурах 
 
1. Законодательство об административных процедурах состоит из настоящего Закона и других нормативных правовых актов Кыргызской Республики, регламентирующих административные процедуры.
2. Другие нормативные правовые акты об административных процедурах должны соответствовать настоящему Закону.
3. Нормативные правовые акты об административных процедурах вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено в самих этих актах.
4. Нормативные правовые акты могут иметь обратную силу, если они:
- расширяют права заинтересованных лиц;
- отменяют или ограничивают их обязанности;
- устанавливают дополнительные гарантии защиты прав заинтересованных лиц в отношениях, регулируемых настоящим Законом.
5. Иные акты обратной силы не имеют. 
 
Статья 5. Несоответствие нормативных правовых актов об административных процедурах настоящему Закону 
 
1. Нормативный правовой акт об административных процедурах признается не соответствующим настоящему Закону, если такой акт:
а) издан органом, не имеющим в соответствии с законом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением уст


добавлен: 25.08.2013 17:29
просмотров: 637