Кыргыз Республикасынын мамлекеттик органдарынын коомдук кеңештери
Общественные советы государственных органов Кыргызской Республики
Public Councils of State Bodies of the Kyrgyz Republic
 


Мукамбаева Ирина: «Прозрачность бюджетного процесса и методы его мониторинга и оценки»

Бюджетная система КР – это совокупность всех видов бюджета.
Основные виды бюджетов: 
Государственный бюджет, состоящий из республиканского бюджета и местных бюджетов (это 25 городских бюджетов и 459 бюджетов аильных аймаков). 
При этом, доля местных бюджетов в государственном бюджете составляет 20%. Раньше 40 районов имели 1.5 млрд.сомов, после принятия двухуровнего бюджета с 2012г. районных бюджетов нет и 40 районов получают все вместе только 30 млн.сомов в качестве резервных фондов. 
При таком финансировании их значимость стала незначительной. 
Нет ресурсов – нет власти. Это дало повод ПМ Ж.Сатыбалдиеву  сказать, что мы потеряли цельность государственной цепочки власти. 
 
Бюджет – это экономическая категория, которая влечет за собой определенные отношения. 
 
Роль бюджета: 
• Распределение и перераспределение ВВП (сейчас подоходный налог физических лиц – 10%, юридических лиц 10%, НДС – 12%).
• Услуги государства (образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и т.д. выполняются через бюджет).
• Надо еще отметить, что бюджет – это финансовый план государства, а также рычаг стабилизации и регулирования экономики страны. 
 
Бюджетное законодательство КР
• Закон КР №78 от 11 июня 1998г. «Об основных принципах бюджетного права в КР».
• Закон КР «О республиканском бюджете на 2012г.» (ежегодный закон по утверждению бюджета на следующий год, сформирован в виде плана бюджета на следующий год и среднесрочного прогноза на два последующих года).
• Налоговый Кодекс №230 от 17 октября 2008г.
• Закон КР №3 от 5 января 2004г. И №284 от 22 октября 2009г. «О неналоговых платежах».
• Конституция КР.
• Бюджетный Кодекс (на рассмотрении в ЖК). 
 
Принципы бюджетной системы
• Единство бюджетной системы (единые процедуры и сроки для республиканского бюджета и бюджетов МСУ).
• Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы (республика и МСУ имеют свои доходы и расходы).
• Самостоятельность бюджетов (бюджеты обоих видов/уровней самостоятельны, но есть подотчетность через единый орган  - Казначейство).
• Полнота отражения доходов и расходов.
• Сбалансированность бюджетов (в бюджетах МСУ доходы равны расходам, а респ. бюджет может иметь дефицит с указанием источников покрытия).
• Эффективность и экономность использования бюджетных средств.
• Гласность (По закону бюджеты всех уровней публикуются в масс медиа. Их могут публиковать ежеквартально или только в начале и в конце года).
• Достоверность бюджетов (любой бюджет должен содержать четкие и достоверные цифры).
• Целевой характер бюджетных средств (нет расходов без целей. Бюджеты МСУ проверяет Счетная Палата 1 раз в два года или чаще по жалобе. Кроме того, минфин может их проверить по своим средствам в любое время). 
 
Стадии бюджетирования: 
1. Рассмотрение; 
2. Составление; 3. Исполнение. 4. Контроль исполнения. 
 
Бюджетная классификация - это законодательно устанавливаемая группировка доходов и расходов бюджета, а также источников покрытия его дефицита. 
 
Бюджеты классифицируются 
• по функциям  - образование, здравоохранения и т.д., 
• по ведомствам - министерства, комитеты, агентства, инспекции и т.д., 
• по видам расходов - зарплата, оплата коммунальных услуг, закупка товаров и услуг и т.д., 
• по источникам дохода - поступления от налогов, неналоговые платежи (проценты по депозитам, дивиденды по госакциям, плата за аренду пастбищ, аренда помещений, прибыль нацбанка и др.), выпуск ГКО и ГКВ, гранты, кредиты и т.д.). 
 
Расходы бюджета
Основы формирования и исполнения расходов: 
 
• Минимальные государственные социальные стандарты (денежные доходы населения, массовые виды пособий и выплат, номенклатура бесплатных и общедоступных услуг, норма и нормативы обеспеченности ими населения). 
 
• Нормативы финансовых затрат на оказание государственных услуг (единый методологически принцип расчета минимальной бюджетной обеспеченности, например нормативы командировочных расходов, горюче-смазочных материалов). 
 
• Капитальные расходы (из них состоит бюджет развития, то есть строительство и модернизация, обосновываются сметой капитальных вложений). 
 
• Текущие расходы (обосновываются сметой текущих расходов). 
 
• Прочие расходы (те, которые не отражаются в основных статьях). 
 
Расходные обязательства Правительства КР
• Функции управления
• Функции обороны
• Социально-культурные мероприятия (образование, здравоохранение, культура, физкультура и спорт)
• Народное хозяйство (госпредприятия, субсидирование сельского хозяйства и др.). 
 
Простые методы анализа бюджета для ОНС
• Расходы надо сравнивать с расходами такого же периода за прошлый год. Это касается  и запланированных и произведенных расходов, а также по статьям и в целом. 
• Также можно рассматривать расходы каждого отдельного айыл окмоту.  Увиденные круглые цифры должны вызывать дополнительное внимание. Например. не могут командировочные расходы составлять круглую цифру 5000 сомов. Так существуют нормативы расходов на командировочные расходы, а также оплату за проживание в гостиницах и стоимость билетов и т.д., которые в сумме не могут дать круглую цифру. Оплата эксперту за консультативные услуги также не может составлять круглую сумму в 20 000 сомов. Поскольку, помимо зарплаты эта сумма включает отчисления в Соц Фонд (10% с физических лиц, 17.25% с юридических лиц, 8% с работающих пенсионеров).
• Можно посчитать удельные веса (в % к итогу) и детально рассматривать статьи с самыми большими удельными весами. Кстати, уже 3 года как минздрав перешел на безстатейное финансирование (пилотный проект Всемирного Банка).  Например, ЦСМ имеет только две статьи – это зарплата (65% от всех расходов) и прочие (35%), включая ремонты, приобретение лекарств, комуслуги и т.д. 
 
Новые возможности
Государственным учреждением «Инфо-Система» (www.infosystema.kg ) при Минфине КР разработан вэб-портал www.okmot.kg с информационными ресурсами:
• -- интернет портал «Прозрачный бюджет» - budget.okmot.kg;
• -- экономическая карта -  map.okmot.kg;
• -- государственные закупки - zakupki.okmot.kg. 
 
Для получения информации в этих порталах надовводить ИНН того органа, департамента, айыл окмоту, мэрии и т.д., которые вас интересуют. 
 
Мукамбаева И.Б., консультант 
Презентация по тренингу ОБСЕ и Центра Социальной Интеграции... 


добавлен: 26.08.2013 16:27
просмотров: 602