Кыргыз Республикасынын мамлекеттик органдарынын коомдук кеңештери
Общественные советы государственных органов Кыргызской Республики
Public Councils of State Bodies of the Kyrgyz Republic
 


Аркадий Гладилов: Как ОНС работать с СМИ

Определение основных направлений работы, формирование плана работы,
выбор тематики. 
 
Рамки ОНС с  одной стороны ограничивают сферу их деятельности в отношении тех структур, при которых они созданы, но с другой стороны – предоставляют широкое поле для активной работы в решении тех проблем, которые стоят перед профильными ведомствами (и которые на протяжении многих лет так и не решаются). 
 
Таким образом, при формировании плана работы ОНС следует опираться не на функциональные обязанности ведомств, а на стоящую перед ними проблематику. Только в этом случае ОНС заявят о себе как самостоятельные и дееспособные образования. 
 
Пример: функции Министерства транспорта и коммуникаций меняются не столько в угоду конъюнктуре, сколько по причине смены руководства и прочим основаниям, далеким от экономической целесообразности. Но ОНС при этой структуре может ограничиться чисто «потребительскими функциями» и взять за основу такие критерии как «удовлетворение потребностей населения в перевозках», «состояние культуры обслуживания», «состояние дорог и инфраструктуры» и т.д.  При этом нет особой нужды вникать в производственные проблемы самого министерства, отслеживать коррупционные схемы и пр. Для этого у ОНС нет ни соответствующих полномочий, ни достаточного уровня профессионализма, ни возможностей для мониторинга ситуации и контроля.   
 
Подобный подход тем более приемлем при смене правительства и реорганизации министерств и ведомств.   
 
Естественно, от выбора тематики (направлений работы) во многом зависит интерес СМИ к деятельности ОНС.  Анализ, рассмотрение пусть даже самых  важных вопросов еще не является поводом для выступления СМИ. 
 
Практически любое исследование и любое предложение ОНС может вызвать интерес СМИ, если оно правильно сформулировано и содержит оригинальное решение.  Алгоритм прост:
1. Определение «проблем» отрасли  и сферы функциональных обязанностей ведомства, их сопоставление, анализ на предмет совместимости. Пример: обязано ли Министерство по делам молодежи решать вопросы трудоустройства при наличии Министерства по труду и занятости?  Может ли Министерство культуры решать проблемы образования, или целесообразнее эти функции развести по разным ведомствам?  Что должно регулировать Министерство экономического регулирования при отсутствии рычагов регулирования? 
 
2. После определении «узких мест» ОНС  разрабатывает план поиска решений. Уже на этом этапе может потребоваться помощь СМИ – не в качестве «информационного сопровождения», а в целях изучения ситуации, для проведения мониторинга общественного мнения. Пример: ряд информационных агентств (24.kg)  запускают на своих страницах  анкеты-опросы по самой различной тематике. Данные этих опросов могут послужить отправной точной для работы ОНС, с другой стороны, ОНС могут сами инициировать «запуск» своих анкет. СМИ охотно принимают помощь сторонних организаций для продвижения проектов, имеющих общественный резонанс.  
 
3. При выборе тем (направлений  работы) ОНС могут безошибочно определить важнейшие и актуальнейшие, если  будут ориентироваться не на интересы ведомств, при которых созданы, а на интересы гражданского общества, простых людей.   Пример:  Можно сформулировать задачу так – «Как Минтранспорта регулирует вопросы пассажирского транспорта, авиасообщений и  ж-д?»  Интерес СМИ будет минимальный.  Но можно этот вопрос сформулировать иначе – «Лицензирование пассажирских перевозок: за что платят деньги перевозчики и отражаются ли  эти государственные поборы на качестве обслуживания?»  Интерес СМИ обеспечен. 
 
4. ОНС должны пересмотреть свое отношение к СМИ, рассматривать СМИ не   как инструмент для обеспечения собственного PR, а как своих коллег-помощников, как неотъемлемую часть  процесса демократического преобразования страны, как активных участников борьбы с теми недостатками, с какими борются сами ОНС.  В этой связи целесообразно согласовывать свои планы и тематику выступлений не с руководством ведомств, а с профильными отделами СМИ, которые могут дать гораздо более ценные рекомендации.  В дальнейшем при такой тесной работе с прессой публикация совместных результатов – вопрос решенный.  Пример:  ОНС как общественные организации не имеют возможности финансировать публикацию своих заявлений, обращений, но могут организовывать совместно со СМИ рейды, пикеты, любые другие акции, не противоречащие законодательству. Любое действие – уже информационный повод для СМИ. 
 
5. ОНС могут и обязаны использовать потенциал НПО и других организаций для достижения поставленных целей. Проведение совместных PR-акций, пресс-конференций, исследований и пр. акций – это повышение имиджа ОНС и путь к решению тех задач, которые стоят перед ОНС. Этот потенциал практически не используется. Пример:  лидеры различных НПО, общественных организаций смело дают оценки министерствам и в целом исполнительной власти в стране, активно выступают с заявлениями. ОНС  в этом процессе вообще не слышно. 
Следует отметить, что ОНС в настоящем виде как институт народовластия еще не состоялся, имеющиеся возможности не использует в должной мере, увлекается формализмом в работе, заорганизованностью в ущерб качеству. Но все это не является неразрешимыми проблемами. ОНС рассматривая себя не как «контролирующий» орган, а как институт гражданского общества способен стать реальной силой этого общества. 
 
Рекомендации по подготовке информаций о проведении акций и других мероприятий   
 

Одним из основных показателей деятельности предприятия или организации всегда были и остаются публикации в СМИ. Но не всегда сотрудники пресс-служб, либо  лица, ответственные за подготовку информации для печати, выполняют элементарные требования. А в результате, СМИ вынуждены отказать в размещении информации. 
 
В информации (пресс-релизе) о проведенных (либо намечаемых) акциях и других мероприятиях необходимо указать:
1. Дату и время мероприятия. 
 
2. Место проведения мероприятия. Дать краткую характеристику объекту, либо населенному пункту, где проводится мероприятие. К примеру, если это предприятие или фермерское хозяйство, то указать, какую продукцию и приблизительно в каких объемах оно производит, когда было создано, сколько человек здесь работает, какие условия работы и т.д. Если это село, то в каком районе оно расположено, чем примечательно, и другая информация, имеющая отношение к проводимому мероприятию. 
 
3. Цель проводимого мероприятия. Для любых СМИ важно, чтобы целью проводимого мероприятия была не «раскрутка»  имиджа компании, не рекламная кампания, а социально значимые задачи. Если это рекламная кампания – тогда все предельно просто: за размещение материала, его подготовку и т.д. нужно платить. Но нередки ситуации, когда неправильно сформулированная цель даже общественно значимой акции дает возможность  СМИ судить о ней как о рекламной кампании организации, которая ее проводит. В этом вина целиком на сотрудниках, которые готовили пресс-релизы для СМИ. Самый эффективный метод – это когда рекламная акция компании выглядит как общественно значимое событие! Тогда СМИ обязательно примут эту информацию к печати, и конечно, будут вынуждены так или иначе назвать организаторов акции, мероприятия. 
 
4. Количество участников акции, персональный состав желательно указать. Тем более, если в мероприятии примут участие известные люди, политики, ученые, артисты и т.д.
5. Описание хода мероприятия (сценарий). Это очень важный момент для СМИ. Не следует приглашать телевизионщиков, да и газетчиков к регистрации участников форума, которая обычно начинается за час до начала самого мероприятия. Журналисты, как правило, очень занятые люди – за день им нужно успеть ни на одно подобное мероприятие, и они не будут терять время на ожидание основного действия. Могут просто развернуться и уйти. Поэтому в пресс-релизе, или приглашении следует точно указать время начала основного мероприятия, перерыв, и время окончания. Если предусмотрена пресс-конференция специально для журналистов, об этом следует упомянуть отдельно. 
 
6. Когда готовите материал для прессы, необходимы хотя бы краткие  выступления (основные фрагменты) участников, либо гостей мероприятия, в которых содержится оценка проводимой акции, либо предложения по существу проводимого мероприятия.
7.  Акции и мероприятия для освещения в газете, или  на сайте  должны сопровождаться фотографиями. Постарайтесь выбрать 2-3 фотографии, которые композиционно раскрывают суть проводимого мероприятия. Этим вы очень облегчите работу журналистам. 
 
8. Объем материалов для СМИ не должен  превышать 1-1,5 компьютерной страницы (шрифт 12, 1,5 интервала). Тезисы выступлений участников мероприятий, слайд-шоу, другие иллюстративные материалы, отчеты и прочее лучше приложить к основному тексту пресс-релиза. 
От того, насколько подробна  информация о мероприятиях, зависит оценка самого мероприятия, результативность публикации и ее ценность. 
 
9.  Естественно, важно знать хотя бы основные направления (тематические, политические особенности  каждого издания) деятельности средств массовой информации. Не следует для массовости приглашать те издания, для которых тема вашего выступления (акции)  чужда. Этим вы введете в заблуждение других журналистов. Сегодня СМИ КР, особенно электронные, строго тематически дифференцированы. Составляя текст, следует учитывать особенности аудитории каждого СМИ.     
 

Некоторые рекомендации по организации и проведению конференций, «круглых столов» и прочих мероприятий с привлечением широкого круга участников. 
 
Как показывает опыт проведения конференций, их результативность и общественный резонанс могли быть выше, если бы организаторы подобных мероприятий последовательно выполнили некоторые обязательные условия. Поэтому считаем необходимым предложить методику проведения  конференций и прочих форумов, которая поможет   в дальнейшей работе избежать ошибок. 
 
1. Необходимо тщательно сформулировать тему для обсуждения. Тема конференции должна быть максимально конкретной.  К примеру,  «Входить ли Кыргызстану в программу ХИПИК?» «Кыргызстан: быть или не быть нам в Таможенном союзе?»  Тема  конференции должна соответствовать уровню приглашенных участников. К примеру, не могут руководители районного звена обсуждать внешнюю политику  государства, или проблемы макроэкономики. А вот вопросы приграничной торговли, местного бюджета, или социальные проблемы области – вполне по силам. Тема должна быть не просто конкретной, а прагматически конкретной, то есть, подразумевающая принятие итогового  документа. (выбор тем и направлений работы в отдельной главе) 
 
2. Необходимо тщательно готовить список участников конференции. Главное, чтобы люди были компетентны в тех вопросах, которые рассматриваются, а не просто дежурные и заслуженные аксакалы. И необходимо  обеспечивать явку заявленных участников конференции, а не просто ограничиваться рассылкой приглашений – авось кто явится. В обязательном порядке следует уведомлять участников конференции не только о теме обсуждения, но и списке приглашенных лиц. Зачастую уважаемые и популярные люди отказываются от участия в форумах лишь по той причине, что им придется за одним столом сидеть с теми, кого они или не уважают, или просто недолюбливают. Исключение составляют лишь дискуссии (о них разговор отдельный). 
 
3. Целесообразно заранее готовить доклады или хотя бы тезисы выступлений, чтобы можно было грамотно и последовательно руководить проведением конференции. Необходимо продумать не просто перечень выступлений, а их последовательность. Первый доклад не обязательно должен быть основным – первый выступающий может лишь обозначить проблему, а развить ее могут последующие. Но важно тщательно продумать завершающий доклад, который как бы должен подвести черту под всеми выступлениями. 
 
4. Целесообразно проработать даже механизм прений по основному докладу. Полярность точек зрения допустима, она придает  динамику мероприятию, но необходимо даже в прениях предусмотреть доминирующее положение интересующей вас позиции. Эта позиция должна выкристаллизоваться  четко, как аргументированное мнение большинства участников конференции. 
 
5. Выбор модератора конференции – один из самых ответственных моментов, от которого зависит результативность, динамика мероприятия. Проведение конференции не поручать людям посторонним. Если мы организовываем встречу – мы ее и проводим. 
 
6. Обязательно заранее готовить итоговый документ (хотя бы «болванку») решения конференции, в котором должны быть конкретно сформулированы предложения  законодательной,  исполнительной ветвям власти, либо обращение к народу и т.д. Без итогового документа любая конференция – пустая болтовня. Необходимо с итоговым документом заранее ознакомить основных участников мероприятия, при этом письменно их уведомить об  этом и предложить в письменном виде внести в оргкомитет конференции свои замечания, предложения по затронутой теме. 
 
7. Особая роль должна быть отведена работе с прессой. СМИ сегодня себя очень уважают и необходимо включать их не в список «обслуживающего персонала», а полноправных участников любого форума. Этим мы покажем свое уважение к ним и обеспечим достойное освещение наших мероприятий. Важно заранее (за 3-4 дня) разослать СМИ пресс-релизы, в которых должна быть кратко изложена тема конференции, ее задачи и цели, указан список основных участников с обязательным  указанием должности, званий. Можно попросить представителей СМИ заранее прислать интересующие каждое издание вопросы. Естественно, необходимо обеспечить  журналистам возможность эти вопросы задать участникам конференции. Для таких мини-пресс-конференций целесообразно определять заранее время: если конференция проходит с перерывом на кофе-брейк, то пресс-конференцию устроить перед перерывом и в конце форума. Следует учесть, что каждое  СМИ заинтересовано в получении эксклюзивной информации от участников встречи – организаторы конференции должны обеспечить и возможность небольших интервью с участниками конференции. Для этих целей целесообразно заранее подготовить помещение, либо «спокойный» уголок в зале. Не каждое СМИ имеет возможность сделать фотоснимки во время проведения конференции. Важно самим  организовать фотосъемку (при возможности и видеосъемку) и аудио-запись. Предложить представителям СМИ фото, и по возможности – расшифровку аудиозаписи (стенограмму) конференции.   
 
8. При проведении любой акции, ее устроители должны просчитать ее КПД (коэффициент полезного действия) - стоит ли эта акция тех средств, что на нее затрачены? К примеру, итогом конференции по вступлению Кыргызстана в программу  HIPC может быть вынесение этого вопроса на всенародное обсуждение, или обсуждение в парламенте, где будут учтены мнения участников нашей конференции, или какой-то более расширенный форум, или организация встречи миссии ВМФ с лидерами партий и НПО и т.д. Мы должны знать заранее, как наше мероприятие отразится на  ситуации в той или иной сфере, на решении тех или иных социальных или экономических вопросов. 
 
9. Дискуссия – одна из самых эффективных форм конференций, предусматривающая полярность точек зрения по затрагиваемой проблеме. Ее цели и задачи несколько отличны от тематических конференций, главное ее предназначение – освещение в СМИ. Важно особенно тщательно готовиться к дискуссии. Необходимо заранее просчитать все аргументы и доказательства противной стороны и подготовить свои аргументы, которые должны быть весомее. В дискуссиях важен элемент эмоционального воздействия, иными словами, важно не только что мы говорим, но и как говорим.  Выступающие должны быть замечательными ораторами, умеющими убеждать. Важно, чтобы ваша сторона была представлена людьми компетентными в обсуждаемой теме, людьми  уважаемыми и популярными, с мнением которых нельзя не считаться. 
 
10. Место проведения мероприятия. Это тоже весьма важный элемент. Идеальный вариант – нейтральная площадка, на которой все стороны диалога будут чувствовать себя достаточно спокойно и уверенно. Если стоит задача  дать понять противной стороне «кто в доме хозяин», естественно, встречу нужно проводить на своей территории.  Однозначно не следует соглашаться на диалог на площадке противника. В этой связи встречи членов любой группы ОНС в помещениях тех учреждений, при которых они созданы, уже несут характер подчинения, соглашательства, компромисса. При выборе места для проведения пресс-конференции следует учитывать принадлежность или политическую ориентацию информагентства или СМИ (оппозиционные, правительственные, и т.д.) 
 
Подготовил  Аркадий Гладилов... 


добавлен: 26.08.2013 16:29
просмотров: 503