Кыргыз Республикасынын мамлекеттик органдарынын коомдук кеңештери
Общественные советы государственных органов Кыргызской Республики
Public Councils of State Bodies of the Kyrgyz Republic
 


Члены ОНС в рамках коалиции НПО за прозрачность лекарственного обеспечения заявляют.

Правительство Кыргызстана основывается на ложных утверждениях для введения
НДС на лекарственные средства.
Введение НДС на лекарственные средства вряд ли пополнит бюджет, так как грозит уходом в тень оборота лекарственных средств; возникает риск, что в целом налоговые поступления в бюджет сократятся еще из-за снижения налога с продаж; возрастут расходы и государства и простых людей на
лекарства; однозначно возрастет уровень коррупции и ухудшится бизнес среда.
Действия правительства противоречат Стратегии устойчивого развития страны 2013-2017 гг. и Национальной программе реформы здравоохранения <<Ден соолук>> 2012-2016гг. 
Правительство утверждает, что цены на лекарства не поднимутся. Между тем, есть свидетельства, что розничная аптечная сеть уже отреагировала на сложившуюся ситуацию, и произвольно повышает ранее установленные цены на лекарства.
Повышение цен ударит по самым бедным слоям населения. Финансовое бремя болезней в Кыргызстане высокое: население из своих карманов тратит на здравоохранение столько же, сколько и государство: из 6% ВВП, которое расходуется на здравоохранение, государство покрывает только 2, 9%. Донорская доля составляет 0, 8% ВВП, остальное платит население из своих карманов. Из этих расходов, 70% составляют лекарства и лабораторные услуги. Люди старше 50 лет тратят на лекарства почти одну треть своего скудного бюджета. Так же основными потребителями услуг здравоохранения являются дети до 15 лет. Дети отнесены к самой бедной категории граждан, в Кыргызстане у бедности детское лицо.
Рост цен на лекарства увеличит государственные расходы на здравоохранение: почти 40 % лекарств на рынке закупают государственные лечебные учреждения.
Утверждение правительства, что цены не возрастут - это не единственное ложное заявление правительства.
Коалиция НПО за прозрачность лекарственного обеспечения ответственно заявляет, что в проекте обоснования к проекту постановления Правительства Кыргызской Республики <<Об утверждении Перечня лекарственных средств, освобожденных от уплаты НДС при поставке и импорте на территорию Кыргызской Республики>>, опубликованном на сайте Министерства экономики, содержатся ложные утверждения.
Во-первых, правительство утверждает, что отмена НДС в 2003 году не дала результата.
Это заявление не соответствует действительности.
В 2003 в Кыргызстане был отменен НДС на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Это дало положительный экономический эффект: если в 2003 году ценовой объем ввоза лекарственных средств оценивался в 743 миллиона сомов, в 2012 году ценовой объем уже оценивался в 9 миллиардов 670 миллионов сомов. То есть ценовой объем ввозимых средств увеличился в 13 раз, причем по мнению специалистов в основном за счет легализации ввоза. В тоже время <<черный рынок>> лекарств еще сохраняется.
Возвращение НДС может обесценить достигнутый в Кыргызстане прогресс в легализации фармацевтического рынка, вновь даст толчок увеличению доли <<черного рынка>>, что приведет к потерям в налогах с продаж, и уменьшению отчислений в Социальный фонд. Главной угрозой от роста <<черного рынка>> является усугубление проблем с безопасностью и качеством лекарственных средств.
В свое время отмена НДС в 2003 оказала позитивное влияние на расходы пациентов.
Анализ уровня сооплаты пациента по льготным программам ( Дополнительная программа ФОМС) после отмены НДС в 2003 году косвенно указывает на очевидное снижение цен на лекарства в розничном секторе: сооплата пациентов упала с 54% в начале 2003 года до 37% к концу 2004 года. Несмотря на
инфляцию и мировой рост цен на глобальном фармацевтическом рынке уровень сооплаты пациентов в 2011 году был ниже уровня 2002 года.
Во-вторых, правительство утверждает, что цены на лекарства остаются высокими, несмотря на отмену НДС. Это заявление так же является недоказательным. Правительство не провело мониторинга оптовых и розничных цен. Между тем, обзор оптовых цен из открытых источников показывает их
стабильность за 2011-2012 годы. В розничной сети цены на лекарства разные, системного мониторинга цен розничной сети правительство не провело. Не сделан анализ влияния инфляции на лекарственные цены, не учтен мировой рост цен на лекарства. Так же не проведено исследование влияние подкупа врачей на цены лекарственных средств. Подкуп врачей недобросовестными фармацевтическими компаниями широко практикуется в Кыргызстане, но введение НДС не решает этой проблемы.
В третьих, правительство утверждает, что <<освобождение от НДС лекарственных средств не дает стимула для развития мощностей в области производства лекарства>>. Это заключение является ложным. Напротив, именно нынешнее нововведение резко ухудшает положение отечественных
производителей, так как повышаются цены на ввозимые фармацевтические субстанции, из которых немногочисленные отечественные производители изготавливают лекарственные средства.
С самими производителями правительство не проводило никаких консультаций, как не проводило никаких консультаций с другими заинтересованными сторонами: ни с потребителями лекарственных средств, ни с поставщиками. Мнение уполномоченного органа по здравоохранению в лице министерства здравоохранения так же проигнорировано. Таким образом, при введении НДС на лекарства грубо нарушен Закон об НПА.
Зато созданы условия для коррупции: статья 10 Налогового кодекса провозглашает принцип справедливости налогообложения. Теперь, наличие перечня лекарственных средств, освобождаемых от НДС, заставит поставщиков договариваться о включении в этот список уже в кабинетах чиновников, и этот процесс уже начался. Примечательно, что формированием перечня сейчас занимается таможня
и министерство экономики, а уполномоченный орган по здравоохранению ходит в роли просителя.
Сам перечень освобожденных от НДС лекарственных средств еще не утвержден, а взимание НДС на таможне уже началось в виде требования некоего <<депозита>>. Все грузы с лекарствами остановлены в пограничных таможенных терминалах; поставщики, взявшие кредит на поставки, несут убытки. Страдает оптовое звено поставок, которое на данный момент является наиболее подотчетным. Все убытки бизнеса потом будут компенсированы из кармана конечных потребителей через увеличение цен на лекарства.
А Кыргызстан продолжает терять позиции по всем рейтингам, оценивающим условия ведения бизнеса. Например, если в 2010 году республика была на 64 месте по рейтингу экономической свободы, а по итогам 2011-го - на 70-м, то в 2012 скатилась до 89 места.
Коалиция НПО за прозрачность лекарственного обеспечения требует от Жогорку Кенеша и Правительства анти - коррупционной экспертизы всего пакета документов по введению НДС на лекарства и разработки комплексных подходов к новой государственной лекарственной политике.


добавлен: 27.08.2013 20:18
просмотров: 654