Кыргыз Республикасынын мамлекеттик органдарынын коомдук кеңештери
Общественные советы государственных органов Кыргызской Республики
Public Councils of State Bodies of the Kyrgyz Republic
 


ОНС при Министерстве экономики: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ПАРТНЕРСТВО

ОНС при Министерстве экономики: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ПАРТНЕРСТВО
Конгресс Женщин КР проводит 18 марта пресс-конференцию на тему: « ОНС при Министерстве экономики: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ПАРТНЕРСТВО» Начало пресс-конференции в 14-00 в Здании ОТРК, по адресу - бульвар Молодая Гвардия 59(административное здание 1 этаж)
Одним из   ЯРКИХ завоеваний народной революции 2010 года наряду с парламентским правлением является  контроль гражданского общества за работой государственных органов через ОНС. 
Более чем за два года мы ОНС встали на ноги, наработали опыт, появились традиции. Некоторые ОНС стали оказывать серьезную  помощь министерствам, при которых они были созданы. Участвовали в выработке политики и  стратегии развития отрасли, выявляли серьезные недоработки руководства министерств и т.д.
Были взлеты и конфликты все это были проблемы роста ОНС, но главное достижение это ОНС состоялись как институт общественного контроля над деятельностью госорганов. Ведь природа чиновника, особенно бюрократа это сокрытие информации, для них это инструмент власти и манипуляции бюджетными средствами. ОНС обеспечивают прозрачность, раскрывают технологию принятия решений, контролируют расход бюджета таким образом, подрывают почву из под ног бюрократов. Депутаты Парламента понимают необходимость поддержки ОНС: они 14 марта рассмотрели проект закона об ОНС и отправили его «на день голосования». Надеемся, что в ближайшее время Закон об ОНС будет принят.
Указом Президента на ОНС возложены   ДВЕ ФУНКЦИИ:
1-я наблюдательная 
2-я консультационная (или рекомендательная) 
В целях осуществления данных функций, наш ОНС при Министерстве экономики  создал две постоянно действующие комиссии: (1) Наблюдательную, и (2) Рекомендательную
I. Осуществление наблюдательных функций
За два года члены Наблюдательной комиссии провели ряд исследований:  (1) необходимость установления прозрачности в системе возврата НДС, (2) необходимость установления прозрачности при льготном растормаживании при ввозе гуманитарной помощи, (3) ход внедрения «Единого окна», (4) реформа налогообложения,   (5) целевое использование бюджетных средств министерством и другие. 
Наблюдательная комиссия ОНС при проверке процедуры по освобождению гуманитарной помощи, поступающей из-за рубежа, от налогов и таможенных пошлин, вынесла заключение о том, что процедура является не эффективной. В связи с чем, возникают случаи присваивания, продажи и иного нецелевого использования гуманитарной помощи.   ОНС направил письмо в Министерство социальной защиты населения КР, в котором указал на противоречие   Положения «О порядке приема и распределения гуманитарной помощи в КР»,   Суть противоречий состоит в том, что гуманитарная помощь, будучи безвозмездно передаваемым предметом для улучшения условий жизни и быта населения, не может облагаться налогом. Подтверждением этому является требование пункта 12 Положения, согласно которому в таможенный орган для осуществления таможенного оформления получатель предоставляет обязательство о целевом использовании товаров исключительно для улучшения условий жизни и быта малообеспеченных слоев населения. В противовес этому, пунктом 7 Положения узаконивается нецелевое использование гуманитарного груза, допуская возможность использования груза не по назначению, для  продажи или передачи другим лицам. В результате обращения ОНС, Распоряжением Министерства социальной защиты населения КР от 3 октября 2011 года № 168 была создана Межведомственная рабочая группа в целях устранения вышеуказанных недостатков.
Наблюдательная комиссия ОНС в результате проверки процедуры возмещения и возврата НДС,  предложила включить в состав Комиссии по возмещению НДС представителей гражданского общества и ОНС в качестве наблюдателей, в целях прозрачности процедуры возмещения НДС.
II. Осуществление консультативных функций
Консультативная  комиссия ОНС выработала ряд рекомендаций и предложений по улучшению бизнес среды. 
Мы пришли к выводу, что за три года после революции в 2010 году в области предпринимательства не произошли никакие существенные изменения в лучшую сторону. Казалась бы, Министерство экономики работает днем и ночью, но каких либо кардинальных реформ в этой области нет, напротив, есть ухудшения - темпы роста экономики падают!  
Народ, бизнесмены возлагали огромные надежны на постреволюционное переустройство экономики, создание благоприятной бизнес среды, реформу системы налогов (которая стала тормозом для развития экономики и основной причиной коррупции!) Мы все были уверены, что новое Правительство проведет успешные реформы в экономике, выведет из тени 90% бизнеса, установит справедливую налоговую систему, которая приведет к росту экономики страны. Но, к сожалению, этого не произошло. 
Наш ОНС в июне 2011 года провел исследование экономики страны, определили барьеры, которые препятствуют росту экономики, разработал Рекомендации №1  «По созданию благоприятной среды для развития экономики страны» и передал их Министерству экономики. В данных рекомендациях был предложен принципиально новый подход при регулировании экономики и бизнеса. В частности, рекомендации содержат меры по совершенствованию налоговой системы и оптимизации социальных и таможенных платежей, борьбе с коррупцией и оздоровлению судебной системы, созданию подлинных органов местного самоуправления, эффективной оценке работы государственных органов через «индекс доверия» к ним со стороны получателей их услуг и другие меры для оздоровления экономики. К сожалению, наши рекомендации не были приняты Министерством экономики. 
В 2012 году наш ОНС разработал и презентовал Министерству экономики альтернативную программу «доступное жилье» для обеспечения жильем граждан Кыргызстана. Данная программа позволила бы обеспечить доступным жильем учителей, врачей, милиционеров и всех других категорий граждан с невысоким доходом путем снижения себестоимости жилья. К сожалению, эти наши рекомендации также не были приняты Министерством экономики.   
Всем известно о существование системной коррупции в ходе государственных закупок. Усилиями Минфина был разработан и запущен «портал электронных государственных закупок». Изучив принципы работы данного портала, наш ОНС пришел к выводу, что портал не обеспечивает прозрачность государственных закупок, является сложным для пользования как для государственных органов, так и для поставщиков, - представителей коммерческих организаций. Наш ОНС разработал альтернативное предложение по порталу государственных закупок и предложил Министерству финансов провести 21 февраля общественные слушания. Однако, Министерство финансов не отвечает на письма ОНС, избегает проведения общественных слушаний.
Главная проблема - слабое взаимодействие МЭ и ОНС, игнорирование МЭ рекомендаций ОНС, не представление в срок необходимой для ОНС информации.
Справка:
Общественные наблюдательные советы нацелены на осуществление согласованного взаимодействия гражданского общества по повышению прозрачности процедур принятия и реализации наиболее важных управленческих решений государственными органами. ОНС уполномочены проводить общественный мониторинг и контроль над реализацией принятых государственными органами решений, давать оценку эффективности 
 
Проект «Повышение прозрачности бюджета и подотчетности через информационную поддержку деятельности Общественных наблюдательных советов» реализуется при содействии Фонда «Сорос-Кыргызстан». 
 
Для получения дополнительной информации обращаться в Конгресс женщин Кыргызстана по номерам:  30-02-61, 30-02-97. E-mail: congresswomen@totel.kg
Председатель ОНС МЭ   Шабданалиев Темирбек-97-95-63
Идрисов Ноокатбек – 66-46-36
Замира Акбагышева-Модератор


добавлен: 27.08.2013 20:26
просмотров: 702