Кыргыз Республикасынын мамлекеттик органдарынын коомдук кеңештери
Общественные советы государственных органов Кыргызской Республики
Public Councils of State Bodies of the Kyrgyz Republic
 


Открытое письмо Президенту Кыргызской Республики о законопроекте ОНС

Открытое письмо

 Президенту Кыргызской Республики

 

2 декабря 2013 года                                                                                                     г. Бишкек

 

 

            Уважаемый Алмазбек Шаршенович!

Как Вы знаете, в сентябре 2010 года, после Революции 7 Апреля, Указом Президент Кыргызской Республики[1] при министерствах и ведомствах были созданы общественные наблюдательные советы (ОНС). Данная инициатива Президента была поддержана организациями гражданского общества. На ОНС возложены две главные функции: (1) консультативная – они дают рекомендации министерствам и ведомствам по улучшению их работы, предлагают альтернативные пути решения существующих в обществе проблем, (2) наблюдательная – они наблюдают за целевым использованием министерствами и ведомствами бюджетных и иных средств, проведением тендеров, конкурсов и других мероприятий. Как Вы видите, они созданы, с одной стороны, для содействия государственным органам в развитии страны, с другой – как элемент механизма прозрачности работы государственных органов, что является одной из эффективных антикоррупционных мер. В настоящее время в 36 ОНС осуществляют свою деятельность около 400 неравнодушных к судьбе своей страны граждан, которые вносят свой посильный вклад в её развитие.

В 2012 году, в целях придания устойчивости институту ОНС и повышения эффективности их работы, рабочей группой, состоящей из членов ОНС, с учетом наилучшей мировой практики, был разработан проект Закона «Об общественных советах государственных органов» (далее – законопроект). Законопроект по каким-то причинам не понравился представителям Аппарата Президента, они всячески затягивают его принятие и предлагают исключить из него один за другим эффективные антикоррупционные механизмы, что ослабляет ОНС. По их требованию из законопроекта был удален ряд ценных норм, например:

1)      нормы по созданию Национального общественного совета, который бы сотрудничал с тремя высшими органами власти – Парламентом, Президентом и Правительством – в решении проблем национального масштаба;

2)      нормы по взаимодействию ОНС со Счетной палатой, согласно которым Счетная палата до начала проверки министерства (предварительно, за две недели, в письменной форме) должна была бы извещать ОНС этого министерства о предстоящей проверке, а ОНС имел бы право делегировать своего представителя для присутствия во время проверки. Ведь не секрет, что зачастую государственным органам и представителям Счетной палаты удается «договорится» относительно результатов проверки. Общественный надзор за ходом проверки государственного органа стал бы полезным антикоррупционным механизмом для страны;

3)      нормы, дающие ОНС право передавать вышестоящим государственным органам и их должностным лицам, а также правоохранительным и другим государственным органам материалы о выявленных нарушениях в министерстве для принятия необходимых мер;

4)      другие.

 

После каждой уступки (удаления из законопроекта антикоррупционных норм), на которые мы шли в целях достижения компромисса с Аппаратом Президента, мы надеялись на то, что эта уступка будет последней, что теперь компромисс найден, и законопроект наконец-то будет принят. К сожалению, наши надежды оказались напрасными. Руководитель Аппарата Президента г-дин Данияр  Нарынбаев продолжает требовать исключения из законопроекта ряда других норм антикоррупционной направленности. Так, 12 ноября 2013 года юристы Аппарата Президента проинформировали представителей рабочей группы по разработке законопроекта о том, что Аппарат Президента будет предлагать Парламенту исключение из законопроекта еще ряда других норм, в частности:

 

1)      исключение из законопроекта Статьи 9, где изложен порядок формирования «Комиссии по отбору членов ОНС» (далее - Комиссия). В этой статье расписана процедура формирования Комиссии, которая будет состоять из 15 человек (5 человек назначаются государственными органами, 10 – избираются представителями организаций гражданского общества). Для избрания представителей гражданского общества в Комиссию Аппаратом Правительства объявляется конкурс, в течение месяца ассоциации некоммерческих организаций предлагают свои кандидатуры, далее Аппарат Правительства приглашает всех предложенных кандидатов на заключительную часть конкурса, когда каждый кандидат на чистом листе бумаги записывает фамилии 10  кандидатов, которые (по его мнению) являются наиболее достойными, после этого счетная комиссия подсчитывает голоса и составляет рейтинговый список (кандидат, получивший наибольшее количество голосов заносится в первую строку списка, далее по мере уменьшения полученных голосов записываются остальные кандидаты), первые 10 кандидатов из списка, набравшие наибольшее число голосов, считаются избранными в состав Комиссии от гражданского общества. Как Вы видите, это эффективный механизм, когда представители гражданского общества избирают в Комиссию наиболее достойных представителей из своего некоммерческого  сектора.Если законопроект будет принят, в законодательстве Кыргызстана впервые будет предусмотрена процедура, благодаря которой в меж-секторальном органе (органе состоящем из представителей государственного, бизнес и некоммерческого секторов) представители гражданского общества будут независимыми от государственных органов, они не будут представителями карманных НКО тех или иных чиновников (например, как это произошло при формировании “Совета по отбору судей”), а станут подлинными представителями гражданского общества. Это значительно улучшит качество работы Комиссии и качественный состав ОНС. Этот механизм является ключевым в законопроекте: без него ОНС превратятся в бесполезные общественные советы, существовавшие во времена Акаева и Бакиева, которые были созданы формально, «для галочки», только для того, чтобы создать видимость перед мировым сообществом, что в Кыргызстане тоже есть элементы демократии.

 

2)      исключение из законопроекта и сферы наблюдения ОНС «кредитов, грантов и других средств» министерств. Аппарат Президента хочет предложить оставить в законопроекте только норму о том, что ОНС наблюдают за целевым использованием «бюджетных» средств. Нам не понятна их логика: с одной стороны, они везде и всюду говорят о борьбе с коррупцией и необходимости прозрачности в работе государственных органов, с другой – предлагают исключить из законопроекта нормы, которые бы обеспечивали эту прозрачность. В демократической стране все должно быть прозрачным и не должно быть секретов от своих граждан. Власти не должны иметь право на получение и расходование кредитов по своему усмотрению, этот процесс должен происходить под общественным наблюдением. Не следует забывать о том, что за кредиты, полученные нынешними властями, придется расплачиваться будущему поколению кыргызстанцев. Объекты и имущество, построенные и приобретенные за счет иностранных кредитов (ГЭС, дороги, сельхоз техника и т.п.), также «рост экономики» за счет кредитов и грантов – все это не должно быть предметом гордости и самовосхваления властей.

 

Действия Руководителя Аппарата Президента по отношению к законопроекту противоречат Национальной стратегии устойчивого развития страны на 2013-2017 годы.

 

Алмазбек Шаршенович! В декабре 2013 года исполнится 2 года, как Вы были избраны Президентом страны. Вы стали Президентом в непростые времена, после Революции 7 Апреля, когда в борьбе со старой властью погибли и были ранены сотни людей. Как Вы думаете, за что погибли десятки людей, совершая эту революцию, какой  «новой жизни» они хотели? Неужели эти надежды можно оправдать, построив несколько ГЭС, альтернативную дорогу «север-юг» и посадив в тюрьму некоторых коррупционеров?  Мы не можем с этим согласиться. Как Вы знаете, Акаев тоже построил очень важную для страны дорогу «север-юг» и несколько других объектов, но, тем не менее, был изгнан своим народом из страны за коррупцию. Совершая революции в 2005 и 2010 годах, народ Кыргызстана хотел новой, справедливой жизни, жизни без коррупции, гражданских свобод, разрешения социальных проблем, роста экономики страны, разумных условий для жизни, когда они могли бы своим трудом зарабатывать себе на жизнь, либо заниматься предпринимательством на легальной основе. Нужно признать, что Вам пока не удается осуществить эти надежды.

 

Мы, члены ОНС, готовы оказывать Вам помощь и поддержку в осуществлении надежд нашего народа, а также в развитии нашей страны. Мы уверены в том, что Вы не замешаны в коррупции (это радует). Однако, к сожалению, мы не можем «достучаться» до Вас. Вам необходимо заручиться поддержкой своих граждан в проведении необходимых реформ в стране, научиться пользоваться этой поддержкой. Ваше окружение (Данияр Нарынбаев, Фарид Ниязов, Орозбек Молдалиев, Анарбек Исмаилов и другие, кто препятствует принятию законопроекта) – это люди, не знающие основ построения современного демократического государства, где уровень сотрудничества власти и гражданского общества должен быть на порядок выше. Ваша кадровая политика также имеет определенные недостатки. Ведь Вами на ключевые должности (ответственные за реформы и развитие страны) назначены  выходцы из коррумпированных государственных органов времен Акаева и Бакиева. Например,  один из этих людей занимал должность Председателя Высшего Арбитражного суда, другой – Председателя Арбитражного суда Джалал-Абадской области во времена расцвета коррупции в этих органах... Разве они смогут осуществить демократические реформы? Например, курировать судебную реформу? С самого начала было ясно, что с такими кадрами судебная реформа будет провалена. Сейчас Вы в своих интервью СМИ успокаиваете народ, говоря, что результаты судебной реформы будут достигнуты через 5-6 лет. Однако этого не произойдет и нужно признать, что судебная реформа провалена. Почему бы Вам на конкурсной основе не взять на ключевые должности в Вашем Аппарате образованных, талантливых граждан, приверженных демократии, построение которой предусмотрено в Конституции страны? Нам бы не хотелось, чтобы Вы в истории Кыргызстана остались Президентом, который не смог осуществить ожидаемые народом реформы.

 

Эти же люди из Вашего Аппарата теперь хотят обессилить ОНС, превратить их в карманные, слабые, послушные, бесполезные органы, что, в свою очередь, приведет к ослаблению возможностей государственных органов пользоваться поддержкой своих граждан. 

 

Наиболее серьезные проблемы современности, стоящие на повестке сегодняшнего дня, невозможно решать государственным органам в одиночку (без поддержки общества), это не под силу ни одному правительству в мире. С такими проблемами, как коррупция, бедность, проблемы в сфере МСУ, изменение климата, эпидемия ВИЧ/СПИДа, задачи экономического развития и т.д. - сами власти страны справиться не смогут, здесь должно быть задействовано все общество. А для этого необходима открытость власти. 

Мы, члены различных ОНС,  предлагаем Вам нашу поддержку в проводимых Вами реформах и обращаемся к Вам с призывом:

 

  • предотвратить ослабление ОНС со стороны Аппарата Президента;
  • не допустить исключения из законопроекта статьи 9, а также выведения «кредитов, грантов и иных средств» из поля наблюдения ОНС;
  • быть открытым в своих отношениях с обществом;
  • осуществлять постоянный интенсивный диалог со своим народом, не только выступать перед ним, но и слушать его;
  • проводить демократические реформы в тесном сотрудничестве с организациями гражданского общества.

 

Искренне надеемся на Ваше понимание.

 

С уважением к Вам

Члены ОНС



[1] Указ Президента Кыргызской Республики “О совершенствование взаимодействия органов государственного управления с гражданским обществом” от 29 сентября 2010 года № 212

 


добавлен: 02.12.2013 13:48
просмотров: 1008