Кыргыз Республикасынын мамлекеттик органдарынын коомдук кеңештери
Общественные советы государственных органов Кыргызской Республики
Public Councils of State Bodies of the Kyrgyz Republic
 


«Надоедливое» гражданское око

От депутатов что ни день, то новая инициатива. Народный радетель Исмаил Исаков предлагает упразднить наблюдательные советы, так как, по его мнению, от них «никакого толку». ОНС вводились в 2010 году в целях гражданского контроля за принятием решений госорганами. Обычно заседания наблюдателей проходят довольно жарко, но есть ли от этого польза и нужны ли они? С этими вопросами ИА «24.kg» обратилось к респондентам.

Илим Карыпбеков, председатель ОНС ОТРК:

- У меня сложилось мнение, что депутаты недостаточно информированы о деятельности ОНС. Наблюдательные советы не должны сидеть и помогать министрам. Главная их задача - обеспечить гражданское присутствие для более прозрачного принятия решений. Что скрывать, в Кыргызстане решения госорганами принимаются очень закрыто. Это дополнительный ресурс контроля, в том числе и для финансовой прозрачности. Работа ОНС создает для чиновников дополнительный стимул для роста тем, что указывает на недостатки. Министерства и госслужащие служат обществу, и наблюдательные советы - хорошее напоминание об этом. ОНС появились только после революции в 2010 году, и формат взаимоотношений между двумя группами складывается непросто. Чиновникам сложно понять, почему ОНС может требовать исполнения решения. При этом ОНС не должны превышать своих полномочий и вмешиваться, к примеру, в кадровые вопросы. Сейчас некоторые ведомства отказались от наблюдательных советов, и, на мой взгляд, это не очень хорошая практика.

Нарынбек Молдобаев, депутат парламента:

- Я против работы общественных наблюдательных советов при государственных органах. Была бы моя воля, я бы не голосовал за этот законопроект. В свое время общество не было информировано о работе госструктур, поэтому после событий 2010 года государство решило приложить максимум усилий, чтобы показать прозрачность работы. Тогда-то и создали наблюдательные советы. Но сейчас все нормально, все работают открыто, таких проблем, как раньше, не возникает. Надобность в ОНС отпала. На сегодня многие общественные наблюдательные советы уже не работают, а те, что есть, дублируют работу существующих коллегиальных органов. Многие ОНС лезут в кадровую политику, преследуют свои шкурные интересы. У нас создается видимость демократического процесса, тогда как идет всего лишь дублирование функций.

Темирбек Шабданалиев, председатель ОНС при Министерстве экономики:

- Сейчас ОНС много потеряли из-за психологического давления. Чиновникам, конечно, это не нужно, это же дополнительный общественный контроль. А гражданам нужно. Мы играем более важную роль в борьбе с коррупцией, чем все меры, принимаемые на уровне государства. Сейчас в ОНС сформировались сильные группы экспертов. У нас появится новый стимул развития после принятия закона об ОНС. Сейчас президент вернул его в парламент с поправками. Но о роли ОНС можно судить по некоторым фактам. К примеру, совет при Минфине настоял на создании электронной площадки по госзакупкам, известно, что в этой сфере много коррупционных схем. Однако этот процесс все равно был очень закрытым. Наблюдательный совет при Минэкономики выступил с несколькими инициативами, и 90 процентов рекомендаций Минфин вынужденно принял. Также мы несколько раз рассматривали вопрос создания единого экспортного окна, и контролирующие органы сначала не приняли инициативу, но в итоге проект осуществился.

Марс Сариев, политолог:

- Конечно, общественные наблюдательные советы нужны. Более того, необходимо усилить их работу. Конечно, сейчас эффект от их деятельности не очень высок и требует проработки. Но сама идея хорошая, другое дело - ее реализация. Когда ОНС только начинали работу, был эффект, а потом, видимо, члены многих советов аффилировались с ведомствами, и эффект пропал. Но это не значит, что ОНС нужно упразднить, они должны работать. Нужны, образно говоря, комиссары от народа.

Азис Абакиров, глава ОНС при Министерстве транспорта и коммуникаций:

- Я предлагаю депутатам хоть раз поприсутствовать на заседании нашего ОНС. За три года к нам ни разу никто не пришел. Как они могут оценивать нашу работу? У нас парламент может только антинародные законы принимать. ОНС Минтранса принимает решения в интересах налогоплательщиков. Наша работа - в обеспечении прозрачности министерства. Бывают у нас, конечно, и стычки с чиновниками, но уже чувствуется, что чиновники поворачиваются в сторону общества.

Людмила Жолмухамедова, председатель ОНС при мэрии Кара-Балты:

- Наблюдательные советы обязательно нужны, потому что в стране получается так, что госорганы никем не контролируются. ОНС хоть и мелочь, а за хвост кусает. Например, недавно состоялось заседание административной комиссии при мэрии Кара-Балты, куда наконец не забыли включить членов ОНС. Чаще бывает, что забывают приглашать или ссылаются на всякие законы и говорят: вас тут не предусмотрено. Появление ОНС в комиссии внесло свежую струю. Мы предложили разложить по полочкам, какие права и обязанности у комиссии, что она может, чего нет. Мэрские работники почему-то сильно разозлились: читайте законы, там все написано. И только через час согласились, что для нормальной работы комиссии необходимо выработать четкое и понятное положение. А ведь это чисто техническая работа, которую в мэрии почему-то не знают. Несмотря на то что ОНС существуют не первый год, госорганы никак не смирятся с этим. Такое впечатление, что им все время хочется что-то скрыть. Когда заговорили о прекращении деятельности ОНС, то чиновники, не дождавшись объявления об этом, радостно завопили: а вас больше нет! Потом деятельность ОНС продлили. Чиновникам это сильно не понравилось. Хотя, если честно, по-настоящему мы в их работу и не лезли.

Дмитрий Орлов, эксперт:

- Время показало, что общественные наблюдательные советы - пародия на контроль общества за властью. Если хотите, это видимость демократии, которую «переходный президент» Роза Отунбаева придумала, видимо, чтобы вновь пустить Западу пыль в глаза: смотрите, мол, мы не такие, как Бакиев, мы другие! А что в итоге? Реальных механизмов воздействия на тот или иной орган ОНС не имеют. Достаточно послушать, что говорят сами члены наблюдательных советов об этом проекте: «Об ОНС больно говорить. Это прекрасная идея, но она не сработала». Можно, конечно, вспомнить, что в свое время ОНС при Госслужбе исполнения наказаний добился выделения отдельных камер для беременных и недавно родивших женщин-заключенных, а ОНС при Минфине принял действенное участие в создании интернет-портала «Открытый бюджет». Но это исключение. В основном госструктуры идут на контакт с ОНС весьма неохотно. Что же касается депутатов, которые выступают за отмену ОНС, их понять можно: Жогорку Кенеш хочет сам все контролировать. Но и этот контроль весьма неэффективен. Прежде чем что-то контролировать, парламентарии должны научиться контролировать самих себя, ибо в последнее время Жогорку Кенеш стал слишком уж смахивать на сумасшедший дом.

Рита Карасартова, член ОНС при ГНС:

- Инициатива Исмаила Исакова направлена на оттеснение гражданского контроля в вопросах принятия решений. Я его понимаю: он солдат и хочет из граждан КР сделать послушных исполнителей, чтобы просто выполняли волю чиновников и не высказывали свое мнение. Если с ним согласятся 119 его коллег, то наступит день, когда они сами будут нуждаться в общественной экспертизе и гражданском контроле. ОНС - дополнительная площадка для объединения усилий гражданского общества.

При жестком давлении ОНС Минфина запущен портал «Окмот кейджи», его создали отечественные специалисты для прозрачности, а госчиновникам и некоторым бизнесменам, которые, прикрываясь своим положением, не хотят платить налоги, этого не надо, и идет борьба за закрытие портала. ОНС ФУГИ (Фонд госимущества) поднял на новый уровень вопрос о работе Агропродкорпорации (госчиновники хотели просто объявить о ее банкротстве и закрыть). ОНС создал некий ажиотаж вокруг этого вопроса, потребовав, чтобы каждый руководитель этого учреждения понес персональную ответственность за разбазаренные средства. Только после 2010 года более 240 миллионов сомов распределено, и эти деньги сегодня не возвращены, сегодня дело передано в суд.

Наблюдательный совет при Минэнерго постоянно заявляет о ситуации в энергосистеме, и на заседании правительства, только задав пару вопросов, поставили министра энергетики в неловкое положение. Для реконструкции ТЭЦ Бишкека договорились получить кредит от Китая и дать возможность китайской компании ТБЕА осуществить проект. Чиновники предварительно договорились за $286 миллионов, в то время как другая китайская компания готова сделать это за $256 миллионов (на $30 миллионов дешевле). Наши все-таки отстаивали интересы компании ТBЕА. Члены наблюдательного совета спросили, есть ли у ТBЕА лицензия на выполнение подобных работ и почему предложение другой компании не рассматривается. После этого китайская компания начала менять условия договора и добавила к контракту какие-то подарки на $22 миллиона. А ведь это кредитные деньги. Зачем нам их подарки, когда можно просто снизить сумму контракта?

02/12/13 15:59, Бишкек – ИА «24.kg», Дарья СЫТЕНКОВА, Татьяна КУДРЯВЦЕВА


добавлен: 03.12.2013 10:22
просмотров: 837