От депутатов что ни день, то новая инициатива. Народный радетель Исмаил Исаков предлагает упразднить наблюдательные советы, так как, по его мнению, от них «никакого толку». ОНС вводились в 2010 году в целях гражданского контроля за принятием решений госорганами. Обычно заседания наблюдателей проходят довольно жарко, но есть ли от этого польза и нужны ли они? С этими вопросами ИА «24.kg» обратилось к респондентам.
Илим Карыпбеков, председатель ОНС ОТРК:
- У меня сложилось мнение, что депутаты недостаточно информированы о деятельности ОНС. Наблюдательные советы не должны сидеть и помогать министрам. Главная их задача - обеспечить гражданское присутствие для более прозрачного принятия решений. Что скрывать, в Кыргызстане решения госорганами принимаются очень закрыто. Это дополнительный ресурс контроля, в том числе и для финансовой прозрачности. Работа ОНС создает для чиновников дополнительный стимул для роста тем, что указывает на недостатки. Министерства и госслужащие служат обществу, и наблюдательные советы - хорошее напоминание об этом. ОНС появились только после революции в 2010 году, и формат взаимоотношений между двумя группами складывается непросто. Чиновникам сложно понять, почему ОНС может требовать исполнения решения. При этом ОНС не должны превышать своих полномочий и вмешиваться, к примеру, в кадровые вопросы. Сейчас некоторые ведомства отказались от наблюдательных советов, и, на мой взгляд, это не очень хорошая практика.
Нарынбек Молдобаев, депутат парламента:
- Я против работы общественных наблюдательных советов при государственных органах. Была бы моя воля, я бы не голосовал за этот законопроект. В свое время общество не было информировано о работе госструктур, поэтому после событий 2010 года государство решило приложить максимум усилий, чтобы показать прозрачность работы. Тогда-то и создали наблюдательные советы. Но сейчас все нормально, все работают открыто, таких проблем, как раньше, не возникает. Надобность в ОНС отпала. На сегодня многие общественные наблюдательные советы уже не работают, а те, что есть, дублируют работу существующих коллегиальных органов. Многие ОНС лезут в кадровую политику, преследуют свои шкурные интересы. У нас создается видимость демократического процесса, тогда как идет всего лишь дублирование функций.
Темирбек Шабданалиев, председатель ОНС при Министерстве экономики:
- Сейчас ОНС много потеряли из-за психологического давления. Чиновникам, конечно, это не нужно, это же дополнительный общественный контроль. А гражданам нужно. Мы играем более важную роль в борьбе с коррупцией, чем все меры, принимаемые на уровне государства. Сейчас в ОНС сформировались сильные группы экспертов. У нас появится новый стимул развития после принятия закона об ОНС. Сейчас президент вернул его в парламент с поправками. Но о роли ОНС можно судить по некоторым фактам. К примеру, совет при Минфине настоял на создании электронной площадки по госзакупкам, известно, что в этой сфере много коррупционных схем. Однако этот процесс все равно был очень закрытым. Наблюдательный совет при Минэкономики выступил с несколькими инициативами, и 90 процентов рекомендаций Минфин вынужденно принял. Также мы несколько раз рассматривали вопрос создания единого экспортного окна, и контролирующие органы сначала не приняли инициативу, но в итоге проект осуществился.
Марс Сариев, политолог:
- Конечно, общественные наблюдательные советы нужны. Более того, необходимо усилить их работу. Конечно, сейчас эффект от их деятельности не очень высок и требует проработки. Но сама идея хорошая, другое дело - ее реализация. Когда ОНС только начинали работу, был эффект, а потом, видимо, члены многих советов аффилировались с ведомствами, и эффект пропал. Но это не значит, что ОНС нужно упразднить, они должны работать. Нужны, образно говоря, комиссары от народа.
Азис Абакиров, глава ОНС при Министерстве транспорта и коммуникаций:
- Я предлагаю депутатам хоть раз поприсутствовать на заседании нашего ОНС. За три года к нам ни разу никто не пришел. Как они могут оценивать нашу работу? У нас парламент может только антинародные законы принимать. ОНС Минтранса принимает решения в интересах налогоплательщиков. Наша работа - в обеспечении прозрачности министерства. Бывают у нас, конечно, и стычки с чиновниками, но уже чувствуется, что чиновники поворачиваются в сторону общества.
Людмила Жолмухамедова, председатель ОНС при мэрии Кара-Балты:
- Наблюдательные советы обязательно нужны, потому что в стране получается так, что госорганы никем не контролируются. ОНС хоть и мелочь, а за хвост кусает. Например, недавно состоялось заседание административной комиссии при мэрии Кара-Балты, куда наконец не забыли включить членов ОНС. Чаще бывает, что забывают приглашать или ссылаются на всякие законы и говорят: вас тут не предусмотрено. Появление ОНС в комиссии внесло свежую струю. Мы предложили разложить по полочкам, какие права и обязанности у комиссии, что она может, чего нет. Мэрские работники почему-то сильно разозлились: читайте законы, там все написано. И только через час согласились, что для нормальной работы комиссии необходимо выработать четкое и понятное положение. А ведь это чисто техническая работа, которую в мэрии почему-то не знают. Несмотря на то что ОНС существуют не первый год, госорганы никак не смирятся с этим. Такое впечатление, что им все время хочется что-то скрыть. Когда заговорили о прекращении деятельности ОНС, то чиновники, не дождавшись объявления об этом, радостно завопили: а вас больше нет! Потом деятельность ОНС продлили. Чиновникам это сильно не понравилось. Хотя, если честно, по-настоящему мы в их работу и не лезли.
Дмитрий Орлов, эксперт:
- Время показало, что общественные наблюдательные советы - пародия на контроль общества за властью. Если хотите, это видимость демократии, которую «переходный президент» Роза Отунбаева придумала, видимо, чтобы вновь пустить Западу пыль в глаза: смотрите, мол, мы не такие, как Бакиев, мы другие! А что в итоге? Реальных механизмов воздействия на тот или иной орган ОНС не имеют. Достаточно послушать, что говорят сами члены наблюдательных советов об этом проекте: «Об ОНС больно говорить. Это прекрасная идея, но она не сработала». Можно, конечно, вспомнить, что в свое время ОНС при Госслужбе исполнения наказаний добился выделения отдельных камер для беременных и недавно родивших женщин-заключенных, а ОНС при Минфине принял действенное участие в создании интернет-портала «Открытый бюджет». Но это исключение. В основном госструктуры идут на контакт с ОНС весьма неохотно. Что же касается депутатов, которые выступают за отмену ОНС, их понять можно: Жогорку Кенеш хочет сам все контролировать. Но и этот контроль весьма неэффективен. Прежде чем что-то контролировать, парламентарии должны научиться контролировать самих себя, ибо в последнее время Жогорку Кенеш стал слишком уж смахивать на сумасшедший дом.
Рита Карасартова, член ОНС при ГНС:
- Инициатива Исмаила Исакова направлена на оттеснение гражданского контроля в вопросах принятия решений. Я его понимаю: он солдат и хочет из граждан КР сделать послушных исполнителей, чтобы просто выполняли волю чиновников и не высказывали свое мнение. Если с ним согласятся 119 его коллег, то наступит день, когда они сами будут нуждаться в общественной экспертизе и гражданском контроле. ОНС - дополнительная площадка для объединения усилий гражданского общества.
При жестком давлении ОНС Минфина запущен портал «Окмот кейджи», его создали отечественные специалисты для прозрачности, а госчиновникам и некоторым бизнесменам, которые, прикрываясь своим положением, не хотят платить налоги, этого не надо, и идет борьба за закрытие портала. ОНС ФУГИ (Фонд госимущества) поднял на новый уровень вопрос о работе Агропродкорпорации (госчиновники хотели просто объявить о ее банкротстве и закрыть). ОНС создал некий ажиотаж вокруг этого вопроса, потребовав, чтобы каждый руководитель этого учреждения понес персональную ответственность за разбазаренные средства. Только после 2010 года более 240 миллионов сомов распределено, и эти деньги сегодня не возвращены, сегодня дело передано в суд.
Наблюдательный совет при Минэнерго постоянно заявляет о ситуации в энергосистеме, и на заседании правительства, только задав пару вопросов, поставили министра энергетики в неловкое положение. Для реконструкции ТЭЦ Бишкека договорились получить кредит от Китая и дать возможность китайской компании ТБЕА осуществить проект. Чиновники предварительно договорились за $286 миллионов, в то время как другая китайская компания готова сделать это за $256 миллионов (на $30 миллионов дешевле). Наши все-таки отстаивали интересы компании ТBЕА. Члены наблюдательного совета спросили, есть ли у ТBЕА лицензия на выполнение подобных работ и почему предложение другой компании не рассматривается. После этого китайская компания начала менять условия договора и добавила к контракту какие-то подарки на $22 миллиона. А ведь это кредитные деньги. Зачем нам их подарки, когда можно просто снизить сумму контракта?
02/12/13 15:59, Бишкек – ИА «24.kg», Дарья СЫТЕНКОВА, Татьяна КУДРЯВЦЕВА
|