Кыргыз Республикасынын мамлекеттик органдарынын коомдук кеңештери
Общественные советы государственных органов Кыргызской Республики
Public Councils of State Bodies of the Kyrgyz Republic
 


Записки участника тренинга по вопросам доступа к информации.

14.10.2015 года  завершилась первая серия тренингов для ОС ГО по доступу к информации поддержанный проектом ПРООН «Совершенствование Верховенства права и доступ к правосудию в целях обеспечения устойчивого мира» при поддержке Фонда миростроительства ООН. Тренером  был видный общественный деятель, адвокат Нурбек Токтакунов, который  был одним из тех кто сделал анализ Закона «О доступе к информации, находящийся в  ведении государственных органов и органов местного самоуправления» (принятого в 2006 году) на стадии разработки  и дал много предложений, которые были приняты во внимание разработчиками. Он обучил множество гражданских активистов во всех регионах страны навыкам истребования информации от государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе и через суд. Создал более сотни судебных прецедентов по фактам нарушения  права на доступ к информации.

Тренер  назвал свою сессию установочной, потому что считает, что невозможно за три часа привить некий навык  по истребованию информации и нацелил аудиторию на то, что в перспективе если участники захотят, они будут это использовать и увидят результаты своего гражданского участия.

Тренинг начали с рассмотрения того, что есть прозрачность и какова роль гражданина в этом. «Прозрачность государственной системы = Подотчетность государственной власти = Гражданское участие». Без гражданского участия, первые двое не имеют смысла. Прозрачность ради прозрачности ничто. Прозрачность ради гражданина уже приобретает смысл.

Далее узнали о международных  стандартах доступа к информации: Ст.19 Международного пакта о гражданских и политических правах (параграф 3), рассмотрели рекомендации Совета Европы по доступу к информации. Далее рассмотрели национальное законодательство в области истребования информации: Конституцию КР (Ст.20 часть 2, Ст. 33, Ст. 52 часть 3), Законы «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления КР», «О защите государственных секретов КР», «О коммерческой тайне», «Об информации персонального характера», «Закон о банковской тайне».

Обсудили, какими же специальными полномочиями обладают члены общественных советов, получилось что никакими, кроме как теми которыми наделены все граждане КР. Следовательно, все зависит от того, насколько мы члены общественных советов сами готовы брать эти права и реализовать их.

Четко проговорили о трех основных условиях, при которых доступ к информации ограничивается:

- если ограничения обоснованы  охраняемым законом интересом;

- если раскрытие информации нанесет вред охраняемому законом интересу;

- вред вследствие раскрытия информации более опасен, чем вред от неудовлетворения общественного интереса.

Есть тайна частной жизни, но чем выше человек поднимается по  социальной иерархии, тем меньше у него остается частного пространства, это обусловлено общественным интересом. 

Особо остановились на вопросах истребования бюджетной информации, которая сейчас практически находится в открытом доступе. И если вернуться к первому постулату, с которого вообще начинался тренинг, то можно задаться вопросом, что приносит бюджетная информация для конкретного гражданина. На самом ли деле гражданину важно знать, сколько заработной платы, компьютеров, мела и прочего инвентаря покупается в школы, или мы как активные граждане что то в мониторинге упускаем? От того какой информацией  мы будем интересоваться, в том направлении госслужащие будут выправлять ситуацию, следовательно, мы должны подумать, какую информацию мы хотим получить и для чего? Предположим, два одинаковых образовательных учреждения могут приобрести одинаковое количество компьютеров и потратить на это одинаковую сумму, но результаты приобретения могут по разному повлиять на успеваемость и уровень подготовки учащихся. А получив только данные по бюджетным расходам, и не задав вопросы про достигнутые посредством этих трат результатов, мы и не озадачиваем госорганы на достижение поставленного результата, если конечно результаты обозначены, а бывает и так что о результатах и не задумывались ранее и это есть проблема.

Следовательно, членам общественных советов необходимо просмотреть программный бюджет (ориентированный на результат) своего ведомства и посмотреть какие цели ставит перед собой это ведомство и какими индикаторами оно будет проверять достижение цели.

В завершении тренинга тренер предложил продолжить работу по привитию навыков истребования информации и первым шагом должно стать изучение сайта государственного органа на предмет выполнения ими обязанностей по обеспечению распространения информации (Ст.20, 21 Закона «О доступе к информации, находящейся в введении ГО и ОМСУ») и это станет началом в продвижении принципов прозрачности  и исполнения законов в стране с одной стороны, и начнем прививать себе навык истребования информации и исследования с другой стороны. В рамках этой деятельности объявляем конкурс на звание «Самого оперативного ОС ГО» и обладателем этого титула станет тот общественный совет, который первым сделает анализ сайта своего министерства или ведомства на предмет исполнения вышеуказанного закона.

Всем в добрый путь!!!


добавлен: 19.10.2015 11:07
просмотров: 779