Кыргыз Республикасынын мамлекеттик органдарынын коомдук кеңештери
Общественные советы государственных органов Кыргызской Республики
Public Councils of State Bodies of the Kyrgyz Republic
 


Член ОСГО Минздрава Б.Жумакулова: В Кыргызстане необходимо реабилитировать школьное здравоохранение.

Сегодня мы беседуем с членом ОСГО Министерства здравоохранения Бактыгуль Жумакуловой о школьной медицине, здоровье детей и о деятельности в общественном совете.

- Расскажите в самом начале нашего разговора, что такое школьное здравоохранение?

 - Школьное здравоохранение – это основа профилактической медицины. В советском союзе школьная медицина была на особом контроле. Проводились систематические медосмотры детей и выявлялись ранние патологии. Здоровье детей должна отслеживать, конечно, участковый врач, но в детсадах и в школах – школьные врачи. Инфекционный контроль, здоровый образ жизни, правильное питание, профилактика социально значимых заболеваний – это все должно лежать в основе школьной медицины. К сожалению, с развалом СССР эта служба у нас осталась за бортом и выпала из поля зрения Министерства здравоохранения. Она была возложена на образование. Хотя это был в корне неверный шаг.

 - Нам известно, что вы давно изучаете данный вопрос. В связи, с чем у вас появился интерес к школьной медицине?

 - Я много лет работала детским врачом.  И семь лет назад мне предложили работу школьного врача при шестой городской поликлинике. На эту поликлинику приходилось 5 школ. В этих школах не было ни врачей, ни медсестер. В школах не имели представление о том, что должен быть школьный врач, и не было ни медицинских кабинетов, даже аптечки было. Но, несмотря на это, я приступила к работе.

Тогда же я вступила в качестве волонтера в «Альянс по репродуктивному здоровью», в те года, это была единственная организация, которая занималась здоровьем детей и подростков. И в этой общественной организации я получала больше информации, чем в Минздраве или поликлинике. Тогда же я узнала, что нет никаких нормативных документов, регламентирующих работу школьного врача. Но второе юридическое образование дало мне возможность раскрыть эту проблем изнутри.

 Вначале я провела исследование. Провела анкетирование  более ста студентов, преимущественно с регионов. Им был задан вопрос о том, как  обстояли дела со школьной медициной в их школах. Почти все ответили, что кроме прививок никакого осмотра не было сделано врачами. Я поехала в Ош  и стала изучать вопрос  на месте. Как я и предполагала никаких школьных врачей или медсестер в местных школах не было. Все это легло в основу моего доклада «Положение школьного здравоохранения в Кыргызстане», с которым я выступила на одном из национальных конференций, где участвовали премьер-министр и другие министры. С этих пор я начала лоббировать этот вопрос. Конечно же я была комом в горле у Минздрава. Минздрав говорил о том, что вся работа со школьниками возложена на участкового врача. Но участковый врач просто физически не будут успевать.

 

И тогда я стала требовать с Минздрава, Департамента здравоохранения все необходимые документы. Но их не могли найти.  Большими усилиями мы нашли межведомственный приказ 1993 года, где было определено обязанности двух министерств – Образования и Здравоохранения. Но документ этот пылился, лежал и никто даже и не подозревал о его существовании.  Далее, я начала поднимать вопрос о том, чтобы обновить этот документ. И на уровне Министерства здравоохранения была создана комиссия по разработке межведомственного приказа. Мы – члены комиссии определили, что нет санитарно-эпидемиологических правил, норм и требований к общеобразовательным учреждениям. А без данного документа не может осуществляться работа в школах. Министерство поручило разработать данный документ. Он разрабатывался ровно два года и наконец, в этом году в апреле мы получили его на руки. Можно сказать, что лед тронулся.

- А были ли проведены в стране научные исследования в этой сфере?

- К сожалению, в этом направлении никакой практической научной работы не проводилось. Последнее исследование по показателям физического развития был сделан 1970 году. Научному кругу почему-то не интересна данная сфера. Хотя, 2013 году по инициативе Раисы Атамбаевой, было проведено исследование и была издана книга по физическому развитию детей. Это единственное с 70-х годов исследование.

- Почему важно развивать школьную медицину? Что это дает обществу?

- Потому что родители не врачи. Они не всегда могут вовремя уловить какие-либо изменения в организме ребенка. Если в детских садах и в школах медицина будет на должном уровне, будет раннее выявление патологий. В последнее время растет количество инфекционных заболеваний. Кроме того, идет рост заболеваний органов зрения, опорно-двигательной системы (сколиоз, плоскостопие), нарушения нервной системы, сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета у детей. Современная жизнь накладывает свой отпечаток. Постоянный сидячий образ жизни, неправильное питание, использование без ограничений сотовых телефонов, планшетов и компьютеров – все это негативно влияет на здоровье подрастающего поколения. А мы должны охранят здоровье здоровых людей, а не лечить уже больных. По статистике, последние годы растет число инвалидности среди детей. Это же огромная проблема. Поэтому медицина не должна сидеть и считать статистику больных и умерших, нам надо улучшать показатель здоровья детей, и поэтому школьная медицина нужна и важна. Школьный врач должен делать осмотр ребенка, если выявит патологию, должен информировать  классного руководителя, родителя и участкового врача. В идеале не только проинформировать, но и отследить, прошел ли ребенок оздоровление. Надо будет, заставить родителей, чтобы они обследовали ребенка.  Вот она - суть школьной медицины. Но, к сожалению, пока у нас этого нет.

Еще одна из основных функций школьной медицины  - ведение образовательно-информационной работы  по здоровому образу жизни. Это не только профилактика ВИЧ СПИДа и инфекционных заболеваний, как привыкли у нас считать. Это еще позитивное отношения родителей к ребенку и ребенка самом себе и окружающем миру, правильное питание, закаливание, спорт, прививание положительных привычек, охрана репродуктивного здоровья. Это все должно доводиться до родителей.

- Что мешает развитию этой сферы?

До 2015 года не было условий работы в школах. В 2013 году, когда мы делали проверку школ в республике, во многих школах не было даже медицинского кабинета, да что уж там, аптечки невозможно было увидеть. Потом Управления образования при Мэрии г. Бишкек создало условия. Выделили кабинеты, закупили нужные препараты и так далее. В данный же момент большая проблема  - это недостаток медицинских кадров. Потому что расчет в Минздраве  был сделан не правильно. У нас на 2500 детей одна ставка врача. Это же уму непостижимо. В России, например на 800-1000  детей одна ставка врача, на 600-800 детей - ставка медсестры. Если в школе 2000 детей, у меня, как  у врача должны быть две медсестры. Но мы не можем добиться даже того, чтобы в школах был свой врач. Мне в министерстве и департаменте здравоохранения говорят о том, что не нужны врачи, медсестра есть и хватит. Как медсестра может дать разрешение на прививку? Как она может оценить физическое здоровье ребенка? Она исполнитель и не может это делать. Поэтому, пока не получается обеспечить врачами школы.

Это еще хорошо, что решением Минздрава с этого года узкие специалисты будут делать осмотр детей с пятого по 9 классы. Хотя бы так.  Потому что до этого, делали осмотр только пятиклассников и подростков пятнадцати лет.

- Вы несколько лет являетесь членом общественного совета Министерства здравоохранения. Помогло ли это вам в решении проблем, которые существуют в службе школьной медицины?

Будучи членом  общественного совета, я могу делать запросы в Минздрав, требовать решения тех или иных проблем. В целом, наш общественный совет делает много работы в решении проблем, которые есть в данном министерстве. Видя проблему изнутри, я имею больше возможностей лоббировать вопрос улучшения школьного здравоохранения. И мы получаем результат. Например, мы добились того, что  в этом году впервые Управление образования сами потребовали от центра семейной медицины, какие лекарство закупить для школ. Этого никогда до этого не было. Мы всегда бились за копейку, чтобы купить препарат для школьного медицинского кабинета. То есть, мы добились того, чтобы они поняли, наконец, что школьная медицина – это часть образования и они тоже причастны к этому важному делу.

 

Интервью подготовила Айгуль Джунушалиева, ПР-специалист КС ОСГО.

 

 


добавлен: 08.09.2016 09:08
просмотров: 740