Кыргыз Республикасынын мамлекеттик органдарынын коомдук кеңештери
Общественные советы государственных органов Кыргызской Республики
Public Councils of State Bodies of the Kyrgyz Republic
 


Члены ОСГО Министерств образования о рабочей поездке в Германию

Соглашению о партнерстве и сотрудничестве между Европейским  Союзом и Кыргызской Республикой пошел 21-й год. В фокусе внимания ЕС с целью  дальнейшей   поддержки для нашей страны такие проблемы, как двусторонние торговые и экономические отношения, вклад в укрепление ценностей демократии, верховенства права, комплексное развитие сельских регионов и улучшение перспектив системы образования и занятости.

А недавно - в конце мая - начале июня текущего года – благодаря   поддержке  Евросоюза делегация из Кыргызстана смогла посетить Берлин, Потсдам и пообщаться с представителями академической и научной элиты Германии. Состав же кыргызстанской группы охватил все сегменты образования. Участники представляли Министерство науки и образования КР, ОС МОН КР, отечественные ВУЗы, Республиканский научно-методический Центр начального и среднего специального образования, Институт философии и политико-правовых исследований НАН КР.

Поездка была осуществлена при поддержке проекта Европейского Союза «Содействие и мониторинг реформы образования в Кыргызстане», осуществляемого Фондом имени Конрада Аденауэра и Экологическим Движением «БИОМ».

Впечатлениями от увиденного и услышанного в Германии с  ИА «Современник.КG» поделились участницы стади-тура Председатель  ОС при МОН КР Чинара Омуркулова и Зампредседателя ОС МОН КР Айнура Тентиева.

Они рассказали, что само путешествие было потрясающим — по количеству событий и впечатлений и по качеству полученной на круглых столах и  тренингах  профессиональной информации. Побывать в стране, с давних времен известной на весь мир как центр развития науки и культуры! Что может быть волнительней?!

Германия принадлежит к европейским странам, в которых первый университет был основан еще в Средневековье. «Мы посетили один из самых древних университетов Германии  - Гумбольдтский университет, основанный еще в 1809 году по инициативе Вильгельма фон Гумбольдта и известный  своими старинными университетскими традициями и классическим образованием.  А из современных  образовательных учреждений в программе поездки были Академия Фонда им. Конрада Аденауэра, Институт по развитию качества в сфере образования, Институт по школьному образованию и СМИ федеральной земли Бранденбург».

«Немецкая система образования в целом выстроена так, что поэтапно шаг за шагом от дошкольного  образования до  академического это  качество обеспечивается,- рассказывает Чинара Омуркулова,-  Система образования в Германии представляет собой трехступенчатую структуру, состоящую из начальной, средней и высшей школы. На всех уровнях этой структуры представлены как государственные, так и частные образовательные учреждения. И на всех уровнях проводится мониторинг качества, для чего в ФРГ  созданы специальные мониторинговые отделы при министерствах. Мониторинг основывается на определенных индикаторах, в основу которых положены демографические и другие данные. Результаты мониторинга  постоянно обсуждаются с гражданским обществом. То есть каждый родитель, педагог, любой гражданин страны может участвовать в принятии решений: ведь тема образования касается абсолютно всех слоев общества».

Из региональных средств специально создан Фонд обеспечения качества образования. В случае обеспокоенности родителями и учителями какими-то проблемами в образовании, региональные власти этому Фонду могут заказать специальную проверку качества и оценку реализуемых реформ. По словам Чинары Омуркуловой, образовательные проблемы решаются в Германии  не карательными методами, как у нас, а,  напротив, при наличии системных проблем в учебное заведение специально командируются эксперты, призванные в короткие сроки найти конструктивные пути устранения этих проблем!. Пример тому – когда по результатам международного тестирования качества знаний учащихся общеобразовательных школ  PISA Германия оказалась в середине рейтинга, то в Государстве забили тревогу. Сразу же начались образовательные реформы, направленные на улучшение качества знаний учеников. У нас же в подобных случаях больше склонны ругать систему ОРТ либо искать другие проблемы.

По словам Зампредседателя  ОС при МОН КР Айнуры Тентиевой, «окунаясь»  в образовательную систему Германии, участники тура попытались понять главное- за счет чего там обеспечивается такое высокое  качество образования. «Мы узнали, что система образования в ФРГ выстроена так, что она отвечает на запросы абсолютно всех представителей общества. Выстроена стройная логичная схема, в которой на каждый  запрос есть ответственный госорган или институт. Все очень рационально и прозрачно, причем для любого гражданина. И каждый такой институт уже есть гарант качества образования. Немецкие педагоги считают, что качественное образование начинается с дошкольного образования, которое обязано будущих первоклассников психологически подготовить к более высокой ступени в системе школьного образования. В Германии убеждены - если маленького человека не подготовить, то в школе он может превратиться в «трудного» ученика, с которым предстоит мучиться не только учителям, но и родителям. И там каждая Федеральная Земля  заранее дает заказ на требуемые кадры для тех отраслей экономики, которые преимущественно там развиваются».

Участники тура отметили, что в сравнении с Германией в нашей стране кадровый вопрос – очень больное место. У нас выпускников нужных специализаций, как правило, «недовыпуск», зато лингвистов, юристов – «перевыпуск». Да и в наши педагогические ВУЗы абитуриенты идут в основном по остаточному принципу, профессия педагога в КР низкооплачиваемая и непрестижная. Другая проблема – у нас чуть ли не каждый гражданин  в той или иной степени считает себя «специалистом» в сфере образования, поэтому и воспитывает собственного ребенка так, как считает нужным.  А на деле имеют место метания из стороны в сторону: непоследовательность действий, что в дальнейшем сказывается на подрастающем поколении.

Чинара Омуркулова и Айнура Тентиева отметили высокий уровень культуры в немецком обществе, который, несомненно, закладывается уже с малых лет. Кстати, в Германии именно министерство культуры отвечает за образование!!! И это вполне объяснимо! То есть культура там понятие не только искусства, а уровня развития цивилизации! А уже под Минкультуры имеются министерства науки и министерства школ. Культура – это понятие присутствует во всех образовательных подходах!

«Сегодня мы подвели итоги нашей поездки,  проанализировали проделанную работу за весь период времени существования ОС МОН КР. Сегодня наши граждане  выражают обеспокоенность качеством образования в республике и это очень хороший показатель развития общества,- сказали члены стади-тура. - Надеемся, что приобретенные новые знания и впечатления будут способствовать улучшению процесса осуществления общественного мониторинга над деятельностью министерства образования и науки КР и государственных органов, ответственных за реформы в системе образования»


добавлен: 13.09.2016 13:34
просмотров: 487