Общественный совет Министерства здравоохранения и Минздрав направили письмо в Министерство финансов с просьбой увеличить финансирование закупок лекарственных средств по ряду социально-значимых заболеваний, включая ВИЧ, туберкулез, гепатит С, онкологические заболевания и другие.
Относительно данной инициативы и в целом о ситуации с обеспечением лекарствами граждан рассказал член общественного совета Минздрава Айбар Султангазиев.
- Расскажите о ситуации по обеспечению лекарствами людей с социально-значимыми заболеваниями.
- Как известно, Конституция нашей страны декларирует право каждого гражданина на охрану здоровья. Обеспечение доступа к лекарствам как неотъемлемой части охраны здоровья населения и является одной из важнейших задач государства. В то же время программа государственных гарантий, законы «О ВИЧ/СПИДе в КР», «Защите населения от туберкулеза», «Об онкологической помощи населению в КР», постановления правительства КР и приказы Минздрава о перечне заболеваний, финансируемых из фонда высоких технологий, определяют, что лекарства для лечения ВИЧ, туберкулеза, онкологических заболеваний в терминальной стадии, гемодиализа и состояний, связанных с трансплантацией органов, предоставляются бесплатно. И хотя, законодательство обещает полное льготное обеспечение лекарствами вышеуказанных групп больных, по онкологическим заболеваниям с 2010 года государственные закупки химиопрепаратов не осуществлялись и пациенты приобретают их за свой счет, кроме выделения 3,5 млн сомов с 2015 года для детей с онкозаболеваниями. А у людей с трансплантированными органами в 2016 году покрывается только месячная потребность в иммуносупрессивных препаратах и основной причиной неблагоприятных исходов для пациентов с трансплантированными органами является нехватка или отсутствие финансовых средств у больных на приобретение дорогостоящих препаратов и прекращение приема иммуносупрессивных препаратов, приводящих к отторжению органа.
- А как обстоят дела с финансированием в сфере ВИЧ и туберкулеза?
- Ситуация по финансированию в сфере ВИЧ и туберкулеза более оптимистична. С 2002 года по настоящее время обеспечение АРВ-препаратами и противотуберкулезными лекарствами осуществляется за счет средств Глобального фонда. Но в связи с кризисом финансирование сократилось более чем в 2 раза, а перспективы после 2017 года остаются неясными. В июле 2015 года был утвержден план мероприятий правительства КР, где предлагается рассмотреть возможность выделения средств на закупку лекарств для ВИЧ и ТБ из средств государственного бюджета, начата разработка «дорожной карты» по переходу на национальное финансирование. Министерство здравоохранения в 2016 году внесло предложения в правительство и Министерство финансов о дополнении Среднесрочного прогноза бюджета на 2017-2019 годы средствами, обеспечивающими полный объем лекарственных средств. Уже в 2015 году из государственного бюджета стали выделяться средства на закупку противотуберкулезных препаратов первого ряда на сумму 30 млн сомов и 20 млн сомов на программы в сфере ВИЧ. В то же время проект республиканского бюджета на 2017 год не содержит увеличения финансирования программ ВИЧ, и риски отсутствия либо перерывов при поставке лекарств остаются высокими. Так, уже в 2016 году Глобальный фонд прекратил финансирование закупок лекарств для лечения оппортунистических инфекций при ВИЧ, а средства в ФОМС на покрытие данных потребностей не были предусмотрены. В связи с чем люди, живущие с ВИЧ-инфекцией, приобретают данные лекарства за свой счет. Аналогичная ситуация или задержка закупок АРВ препаратов и противотуберкулезных лекарств может повториться при переходе на финансирование из государственного бюджета.
- В последние годы наблюдается рост заболеваемости гепатитом С среди населения, и в то же время лечение довольно дорогое. Существуют ли механизмы решения этой проблемы?
- Да, ситуация с данным заболеванием в стране довольно тяжелая. Последние исследования и опросы показывают, что гепатитом С инфицировано значительное количество людей, живущих с ВИЧ-инфекцией, дети, пациенты с гемофилией, лейкозом и получающие переливание компонентов крови, медицинские специалисты, имеющие контакт с кровью, потребители инъекционных наркотиков, а общая распространенность составляет около 4% населения и может превышать 220 тыс. человек.
В стране нет государственных программ, гарантирующих лечение и доступность лекарственных средств для наиболее уязвимых групп. В 2016 году расширились возможности по обеспечению доступности лечения ВГС за счет поступления на местный рынок генериков лекарств нового поколения (софосбувир), стоимость которых существенно ниже предыдущего класса недостаточно эффективных лекарств и в 50 раз дешевле, чем на американском или европейском рынках. Это создает благоприятные условия для принятия государственных стратегий в данной области, но решение данной проблемы также упирается в вопросы достаточного финансирования системы здравоохранения, и, в первую очередь, закупок лекарственных препаратов на средства государственного бюджета.
Поэтому наш совет и руководство Министерства здравоохранения направили письмо в Министерство финансов с просьбой увеличить финансирование закупок лекарств. Так как правительство Кыргызстана в соответствии со среднесрочным прогнозом бюджета на 2016-2018 годы приняло на себя обязательства о финансировании здравоохранения на уровне (за вычетом инвестиционных расходов) не менее 13% от общих расходов государственного бюджета. При этом общие расходы на здравоохранение были запланированы в размере 15,9 млрд сомов в 2016 году с ежегодным ростом на уровне 800 млн сомов. Далее предусмотренные средства на здравоохранения составили уже 13 млрд сомов в 2016 году, то есть меньше на 3 млрд сомов, чем в СПБ и составили 9,5% от общих расходов бюджета. Фактически выделенные средства в 2016 году со стороны Министерства финансов находятся на уровне 2,3 млрд сомов для Минздрава и 12 млрд сомов для ФОМС, что суммарно составляет 14,3 млрд сомов. Здесь необходимо отметить, что фактическое выделение средств сократилось по сравнению с СПБ на 1,6 млрд сомов. Аналогичная ситуация ожидается и при подготовке бюджета на последующие годы. Основной объем недофинансирования приходится на закупку лекарственных средств.
Так, по запросу Министерства здравоохранения на 2017 год были запрошены дополнительные средства: - на гемодиализ — 100 млн сомов, - имунносупрессоры — 70 млн сомов, - химиопрепараты — 32,9 млн сомов, - лечение ВИЧ — 54,3 млн сомов. Из запрошенных средств Минфин предварительно подтвердило только 100 млн сомов на гемодиализ и 20 млн сомов на ВИЧ. - Как можно решить проблему по расширению доступности лекарственных средств? - Ключевым решением данной проблемы послужило бы поэтапное увеличение финансирования системы здравоохранения на не менее 1 млрд сомов ежегодно и адресностью данного увеличения, направленного на закупку лекарственных средств по ряду социально-значимых заболеваний, включая ВИЧ, туберкулез, гепатит С, онкологические заболевания и другие.
Айгуль Джунушалиева, ПР специалист КС ОСГО.
|